войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Андрей
Ефимович Мартынов

Россия • 1768−1826

Биография и информация

Ученик Академии Художеств; образовался под руководством Сем. Щедрина . По окончании курса с золотой медалью, отправлен за границу. В Риме работал под влиянием Ф. Гаккерта. Получил звание академика, потом советника академии. Сопровождал графа Головкина в Пекин и написал много видов Сибири и Китая; посетил Крым и берега Волги, откуда также заимствовал сюжеты для пейзажей. Умер в Риме. Из его произведений выдаются два крымских вида (в музее Александра III ), вид в окрестностях Рима (в музее Академии Художеств) и саксонский вид (в Румянцевском музее). Мартынов исполнил массу рисунков акварелью и гуашью. Известны его раскрашенные литографии Петербурга.

Андрей Ефимович Мартынов - самый знаменитый из талантливой семьи (его сын и младший брат тоже были художниками). В 1788 г. окончил Академию Художеств в Петербурге (класс ландшафтной живописи у великого художника С. Ф. Щедрина). После ее окончания со званием художника XIV кл. и с золотой медалью отправился за границу.

 

После оттачивания своего мастерства в Италии (1788-1794 гг.) талантливый молодой художник вернулся в Россию. Как результат своей деятельности за этот период, он представил целый ряд пейзажей: “Пейзаж” (1790-е), “Понте-Лукано по дороге из Рима в Тиволи” (1794) и многие другие картины.

 

Академия Художеств оценила достойно его талант, присудив звание назначенного в 1795 г., через 3 месяца – присвоив звание академика, в 1802 г. - советника Академии Художеств. Это дало возможность Мартынову получить особые заказы двора и знатных вельмож. И вот, вместе с учителем Семеном Федоровичем Щедриным он пишет настенные картины и фресковые росписи для интерьеров в Павловском дворце, а также панно во дворцах и богатых домах Гатчины и Царского Села. К сожалению, это не помогло художнику войти в академическую среду, гарантируя себе сравнительно почетное положение и привилегии.

 

Художник исподволь оставляет станковую живопись и начинает больше времени уделять графике. К этому его вдохновляют путешествия. Живя в других странах, Мартынов находил новые образы для своих произведений.

Уже в 1804 г. автор картин побывал на юге России и «снял со всех городов виды». В 1805 году Мартынов в должности главного художника Российского посольства, которое возглавлял в то время граф Ю. А. Головкин, объехал много городов России от Москвы вплоть до Урги (современный город Улан-Батор) - главного монгольского лагеря кочевников в Гобийской степи.

 

В итоге этого путешествия Мартынов собрал богатый натурный материал, который позже стал основой для большого количества графических циклов. Перечислим некоторые из них: серия акварелей “Виды России и Монголии”, 23 листа (1806-1810 гг.), серия гравюр “Типы народов России и Монголии”, 39 листов, (1808 г.), альбом акварелей, 29 листов (1814-1819 гг.), который стал оригиналом для альбома офортов “Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы” (1819 г.) и многие др.

 

Еще одно путешествие Мартынов совершил летом 1810 г., в составе свиты императрицы Елизаветы Алексеевны, на побережье Балтийского моря. Там родилась серия гуашей “Пейзажи Прибалтики” (1810-е гг.).

 

Чтобы содержать на тот момент уже большую семью, Мартынов стал работать декоратором в Дирекции императорских театров. Там он проработал тринадцать лет, воплощая в жизнь чужие идеи, пока не вышел в отставку в 1821 г. Заключительный период творчества Мартынова оказался весьма результативным. В 1820-е гг. он создал свои лучшие графические серии, которые обеспечили художнику посмертную славу и почетное место в истории искусства России.

 

Мартынов прекрасно владел техникой гравюры на металле, это подтверждают его работы, которых сохранилось большое количество. Среди них можно выделить “Сатирические картинки на тему Отечественной войны 1812 года”, 7 листов, 1812-1813 гг., серия гравюр “Виды дачи графа П. А. Строганова, Черной речки и Каменного острова”, 10 листов, 1813-1814 гг., серия офортов “Русские народные типы”, 30 листов, 1816 г., “Набережная Невы”, 6 офортов, 1817 г. и др.

 

Андрей Ефимович Мартынов одним из первых среди художников России увлекается литографией (вид печатной графики), которая была изобретена в Германии в конце 18 века. Своя литографская мастерская появилась у художника в 1820-х гг. В 1821 г. газета “Кунст-Блат” (”Kunst-Blatt”), а в 1822 г. газета “Русский инвалид” написали о литографированной серии “Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей” у Мартынова: «Подобные собрания работ составил он также из своих рисунков Императорских дворцов и очень живописных видов Павловска, Царского Села, Гатчины, Ораниенбаума, Петергофа, и других местностей…»

 

Эта серия, в которой было больше 50 листов, по праву считается лучшим достижением художника. Она была написана в начале 1820-х гг., в то время тема Петербурга выразительно зазвучала в творчестве многих известнейших поэтов и художников. Андрею Ефимовичу Мартынову было близко то романтическое видение, которое сблизило его шедевры с произведениями Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова. Невесомые, прозрачные листы, которые были оттиснуты слабым тоном литографской краски с мелкозернистого камня, выделяются на фоне работ других творцов. Мартынову удалось воистину невозможное - найти свой изобразительный язык, создать неповторимый стиль в литографии. Его работы отличаются еще и совершенной, не имеющей себе равных, акварельной раскраской или печатью коричневым тоном.

 

Кроме известной многим своей знаменитой “петербургской” серии, автор создал еще несколько литографий: “Бал в Иркутске”, 6 листов (1821-1824 гг.), “Собрание русских костюмов” (1821- 1822 гг.), “Новое собрание русских костюмов”, 17 листов (1822 г.), “Монгольские сюжеты. Из путешествия при Российском посольстве в Китае”, 20 листов (1822-1824 гг.).

 

В ту пору здоровье Мартынова, которое было подорвано напряженной работой, ухудшалось. Следуя советам врачей, художник уехал в Италию в 1824 г., где и скончался в 1826 году.