Регистрация
Андрей Ефимович Мартынов
Россия 1768−1826
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Ученик Академии Художеств; образовался под руководством Сем. Щедрина. По окончании курса с золотой медалью, отправлен за границу. В Риме работал под влиянием Ф. Гаккерта. Получил звание академика, потом советника академии. Сопровождал графа Головкина в Пекин и написал много видов Сибири и Китая; посетил Крым и берега Волги, откуда также заимствовал сюжеты для пейзажей. Умер в Риме. Из его произведений выдаются два крымских вида (в музее Александра III), вид в окрестностях Рима (в музее Академии Художеств) и саксонский вид (в Румянцевском музее). Мартынов исполнил массу рисунков акварелью и гуашью. Известны его раскрашенные литографии Петербурга.

Андрей Ефимович Мартынов — самый знаменитый из талантливой семьи (его сын и младший брат тоже были художниками). В 1788 г. окончил Академию Художеств в Петербурге (класс ландшафтной живописи у великого художника С. Ф. Щедрина). После ее окончания со званием художника XIV кл. и с золотой медалью отправился за границу.

После оттачивания своего мастерства в Италии (1788−1794 гг.) талантливый молодой художник вернулся в Россию. Как результат своей деятельности за этот период, он представил целый ряд пейзажей: «Пейзаж» (1790-е), «Понте-Лукано по дороге из Рима в Тиволи» (1794) и многие другие картины.

Академия Художеств оценила достойно его талант, присудив звание назначенного в 1795 г., через 3 месяца — присвоив звание академика, в 1802 г. — советника Академии Художеств. Это дало возможность Мартынову получить особые заказы двора и знатных вельмож. И вот, вместе с учителем Семеном Федоровичем Щедриным он пишет настенные картины и фресковые росписи для интерьеров в Павловском дворце, а также панно во дворцах и богатых домах Гатчины и Царского Села. К сожалению, это не помогло художнику войти в академическую среду, гарантируя себе сравнительно почетное положение и привилегии.

Художник исподволь оставляет станковую живопись и начинает больше времени уделять графике. К этому его вдохновляют путешествия. Живя в других странах, Мартынов находил новые образы для своих произведений.

Уже в 1804 г. автор картин побывал на юге России и «снял со всех городов виды». В 1805 году Мартынов в должности главного художника Российского посольства, которое возглавлял в то время граф Ю. А. Головкин, объехал много городов России от Москвы вплоть до Урги (современный город Улан-Батор) — главного монгольского лагеря кочевников в Гобийской степи.

В итоге этого путешествия Мартынов собрал богатый натурный материал, который позже стал основой для большого количества графических циклов. Перечислим некоторые из них: серия акварелей «Виды России и Монголии», 23 листа (1806−1810 гг.), серия гравюр «Типы народов России и Монголии», 39 листов, (1808 г.), альбом акварелей, 29 листов (1814−1819 гг.), который стал оригиналом для альбома офортов «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы» (1819 г.) и многие др.

Еще одно путешествие Мартынов совершил летом 1810 г., в составе свиты императрицы Елизаветы Алексеевны, на побережье Балтийского моря. Там родилась серия гуашей «Пейзажи Прибалтики» (1810-е гг.).

Чтобы содержать на тот момент уже большую семью, Мартынов стал работать декоратором в Дирекции императорских театров. Там он проработал тринадцать лет, воплощая в жизнь чужие идеи, пока не вышел в отставку в 1821 г. Заключительный период творчества Мартынова оказался весьма результативным. В 1820-е гг. он создал свои лучшие графические серии, которые обеспечили художнику посмертную славу и почетное место в истории искусства России.

Мартынов прекрасно владел техникой гравюры на металле, это подтверждают его работы, которых сохранилось большое количество. Среди них можно выделить «Сатирические картинки на тему Отечественной войны 1812 года», 7 листов, 1812−1813 гг., серия гравюр «Виды дачи графа П. А. Строганова, Черной речки и Каменного острова», 10 листов, 1813−1814 гг., серия офортов «Русские народные типы», 30 листов, 1816 г., «Набережная Невы», 6 офортов, 1817 г. и др.

Андрей Ефимович Мартынов одним из первых среди художников России увлекается литографией (вид печатной графики), которая была изобретена в Германии в конце 18 века. Своя литографская мастерская появилась у художника в 1820-х гг. В 1821 г. газета «Кунст-Блат» («Kunst-Blatt»), а в 1822 г. газета «Русский инвалид» написали о литографированной серии «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей» у Мартынова: «Подобные собрания работ составил он также из своих рисунков Императорских дворцов и очень живописных видов Павловска, Царского Села, Гатчины, Ораниенбаума, Петергофа, и других местностей…»

Эта серия, в которой было больше 50 листов, по праву считается лучшим достижением художника. Она была написана в начале 1820-х гг., в то время тема Петербурга выразительно зазвучала в творчестве многих известнейших поэтов и художников. Андрею Ефимовичу Мартынову было близко то романтическое видение, которое сблизило его шедевры с произведениями Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова. Невесомые, прозрачные листы, которые были оттиснуты слабым тоном литографской краски с мелкозернистого камня, выделяются на фоне работ других творцов. Мартынову удалось воистину невозможное — найти свой изобразительный язык, создать неповторимый стиль в литографии. Его работы отличаются еще и совершенной, не имеющей себе равных, акварельной раскраской или печатью коричневым тоном.

Кроме известной многим своей знаменитой «петербургской» серии, автор создал еще несколько литографий: «Бал в Иркутске», 6 листов (1821−1824 гг.), «Собрание русских костюмов» (1821- 1822 гг.), «Новое собрание русских костюмов», 17 листов (1822 г.), «Монгольские сюжеты. Из путешествия при Российском посольстве в Китае», 20 листов (1822−1824 гг.).

В ту пору здоровье Мартынова, которое было подорвано напряженной работой, ухудшалось. Следуя советам врачей, художник уехал в Италию в 1824 г., где и скончался в 1826 году.

Читать дальше
Работы понравились

Работы художника
всего 5 работ
Андрей Ефимович Мартынов. Вид взморья
0
Вид взморья
112×84 см
Андрей Ефимович Мартынов. Вид реки Селенги в Сибири
0
Вид реки Селенги в Сибири
1817, 80×64 см
Андрей Ефимович Мартынов. Гуляние в дворцовом парке близ Санкт-Петербурга
1
Гуляние в дворцовом парке близ Санкт-Петербурга
1818, 35×25 см
Андрей Ефимович Мартынов. Вид реки
0
Вид реки
Андрей Ефимович Мартынов. Летний дворец Петра I
1
Летний дворец Петра I
Посмотреть все 5 работ художника
HELP