войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 20.05.1938
Размер: 45×40.3 см
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в подборках: 5 подборок

Описание картины «Бюст женщины (Дора Маар)»

«Бюст женщины», написанный 20 мая 1938 года, – это сияющий, похожий на драгоценность портрет Пикассо, на котором изображена его возлюбленная и муза Дора Маар. Она была известна своей поразительной красотой и яркой индивидуальностью, и с начала отношений с художником в 1935 году и до разрыва в 1945-м вдохновила его на ряд величайших портретов. Её лицо стало предметом бесчисленных искажений, преувеличений и абстракций – Пикассо снова и снова возвращался к мотиву сидящей женщины, запечатлевая различные психологические нюансы и выражения.

Генриетта Теодора Маркович, родившаяся в Париже в 1907 году, выросла в Аргентине и сократила своё имя до Доры Маар. В возрасте 19 лет она вернулась в столицу Франции, где изучала живопись и фотографию. В начале 1930-х Маар вошла в группу сюрреалистов, с которыми демонстрировала свои фотографии на Международной выставке сюрреалистов на Тенерифе в 1935 году и в Лондоне годом позже. Эксцентричная и независимая, она позировала для Ман Рэя и Брассаи, которые были очарованы ею. Дора сама сделала снимки нескольких художников, писателей и поэтов, включая Ива Танги. Она также проявляла политическую активность, в частности благодаря своим отношениям с писателем и философом Жоржем Батаем, с которым у неё была романтическая связь до Пикассо.

«Бюст женщины», написанный на пике отношений Маар и Пикассо, – один из лучших в серии колоритных погрудных портретов, на которых Дора носит яркие шляпы. Её тёмные волосы заправлены за ухо, на голове красуется богато украшенная красная шляпа, платье выделяется на светящемся белом фоне. Картина насыщена ослепительными полосами розового, пылающего оранжевого и жёлтого, а также более холодными оттенками бирюзового, синего и белого, которые переплетаются и сливаются внутри композиции. Голова Доры, составленная из смело прописанных граней и линий, излучает энергию, жизнерадостность и любовь.

Картина демонстрирует высочайшее мастерство Пикассо в переосмыслении человеческого лица и его передаче на собственном радикальном и уникальном изобразительном языке. Как и в случае с предыдущими возлюбленными, он впервые впитал образ Доры, изобразив её в серии интимных зарисовок, и лишь в конце 1936 года лицо девушки в работах художника стало искажаться. Постепенно эта стилизация и деформация усилились, достигнув пика в серии «Плачущая женщина» в октябре 1937 года.

Пикассо продолжал одержимо искажать, деформировать и деконструировать образ Доры. В «Бюсте женщины» её лицо больше не цельное и объёмное, а разделено на сложную сеть фрагментов и граней цвета, линий и паттернов. Хотя Пикассо изобразил натурщицу в профиль, он включил в изображение оба глаза – это было доминирующей чертой его портретов 1937-го и 1938 годов. Этими работами художник сформировал новую концепцию портретной живописи, избегая объёмных изображений в пользу сплющенной и стилизованной композиции из линии и цвета.

Вместе Пикассо и Дора пережили одно из самых неспокойных и трагических десятилетий XX века, став свидетелями расцвета фашизма, развязывания гражданской войны в Испании и Второй мировой войны, а также мрачных реалий жизни в оккупированном Париже. Несмотря на это сложное время, Дора вдохновила художника на поразительный всплеск творчества, служа его музой и сотрудником. Фотографии, сделанные ею в студии Пикассо, иллюстрируют этот период высокой продуктивности, показывая ряды полотен, сложенных в мастерской. На одном из самых известных снимков, сделанном в 1939 году, видно множество картин с женскими головами, выстроенных вдоль стены в студии. Многие из них в настоящее время хранятся в известных музейных коллекциях по всему миру. В центре фото видны яркая шляпа и резкие формы «Бюста женщины». Этот портрет оставался в личной коллекции художника в течение многих лет и был одной из картин, включенных в книгу «Работы Пикассо» Дэвида Дугласа Дункана. Этот труд, опубликованный в 1961 году, открыл публике многие ранее не виденные произведения, которые хранились у автора.

В 2016 году «Бюст женщины» был впервые выставлен на аукцион и продан за 22,6 миллиона долларов США.

Автор: Влад Маслов
Комментарии