Регистрация
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин
Кузьма
 Сергеевич Петров-Водкин
Россия 1878−1939
Подписаться179                
Подписаться179                
Биография и информация
 
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (5 ноября 1878, Хвалынск — 15 февраля 1939, Ленинград) — художник России, талантливый живописец и выдающийся график, преподаватель и литератор.

Рисование привлекало Кузьму с детства. В Хвалынске он учился в училище прихода, где состоялось его первое знакомство с искусством. Наблюдая за местными иконописцами, мальчик начал делать первые шаги в живописи: пробовал писать пейзажи и даже иконы. После окончания учебы, провалившись на экзамене при поступлении в училище в Самаре, Петров-Водкин смог попасть к художнику Федору Емельяновичу Бурову, у которого он получил начальные навыки своей будущей профессии. В дальнейшем он продолжил обучение в Петербурге, в училище Штиглица, куда был зачислен благодаря покровительству архитектора Мельцера, а также в Москве. Наставником Петрова-Водкина был А. И. Серов. Кроме того, талантливый живописец обучался в академиях за рубежом: в этот период он также ездил по Италии и Африке.

Художник Петров-Водкин был членом нескольких объединений художников, в том числе, «Мира искусства». После революции он много преподавал, работал в театре, писал статьи. В 1932 году он получил должность председателя в Союзе художников. Умер живописец в 1939 году.

Особенности творчества художника Петрова-Водкина: на характер его работ разных лет оказали большое влияние такие направления, как модерн и символизм. Кроме того, увлечение художника эпохой Возрождения и иконописью в конце концов привело к разработке им собственной живописной системы, в которой особое место было отведено сферической перспективе, а также понятиям формы и цвета. На картинах Петрова-Водкина изображены объекты, тесно взаимодействующие друг с другом и со зрителем, наблюдающим за происходящим «вживую», а также являющиеся частью огромного мира. Эффект присутствия, применение метода трехцветия (использования трех основных цветов) и ярко выраженные идеи планетарности делают произведения художника уникальными и узнаваемыми.

Известные картины Петрова-Водкина: «Петроградская мадонна», «Семья кочевника», «Смерть комиссара», «Селедка», «Сон», «Играющие мальчики». Одно из известнейших полотен автора — «Купание красного коня». В Санкт-Петербурге можно увидеть знаменитую майолику художника «Богородица с младенцем».

Картины Петрова-Водкина: пророчества и знаки

Первые работы художника, написанные им еще в годы обучения, были созданы явно под влиянием популярных в начале прошлого века направлений. В частности, Кузьму привлекал символизм. Человеку из бедной семьи, выросшему в провинциальном городе, Петрову-Водкину хотелось получить как можно больше знаний, развиваться. В годы обучения он был блестящим учеником по многим наукам, в том числе, не имеющим отношения к живописи. Поэтому символизм с его новаторскими идеями, загадочностью и экспериментаторством стал наиболее близким художнику направлением. Его влияние прослеживается в большинстве картин Петрова-Водкина, как ранних, так и более поздних.

Увлечение философией, попытки найти способ выразить свои эмоции, поиск решений вечных вопросов человечества, касающихся жизни и смерти, смысла существования постепенно сформировали художественную манеру живописца. Приблизительно в то же время, когда им была написана картина «Сон», ставшая отправной точкой в его творчестве, в России начали расчищать новгородские иконы. На художника, который всегда трепетно относился к иконописи как к искусству, вид восстановленных шедевров произвел неизгладимое впечатление. Бросив работу над первоначальным вариантом самой известной своей картины «Купание красного коня», живописец начал ее заново, оставив тот же сюжет, но вооружившись совершенно другой идеей.

Готовая картина поразила всех: даже те, кто ранее ругал живопись Петрова-Водкина за небывальщину и излишнюю эстетику, в этот раз признали талант художника. Полотно, написанное в красно-желтых тонах, характерных для новгородских икон, напоминало религиозные произведения: впечатление усиливала обнаженная фигура мальчика, его взгляд и выражение лица.

Картина вызывала у зрителей смутное ощущение тревоги. Ее вполне можно считать пророческой, учитывая, какие события ждали страну впереди, причем сам автор, далекий от политики, воспринял революцию как благо. Она вдохновляла его на поиск новых идей для своих произведений: в первые годы советской власти он пишет «1918 год», «Смерть комиссара», «После боя». Эти картины — о простых людях, о жизни и надежде на лучшее.

Пророческим оказалось и другое произведение автора — «Селедка», написанное в 1918 году. В разговоре с коллегами Петров-Водкин неожиданно назвал изображенное на полотне «пайком блокадного времени», как будто предчувствуя будущие трагические события, до которых оставалось более двух десятилетий.
Читать дальше
Работы понравились
Elvira Khalil
+62

Лента
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 266 работ
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. В Шувалове
6
В Шувалове
1926, 44×60 см
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Скрипка
7
Скрипка
1918, 65×80 см
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Купание красного коня. Фрагмент
7
Купание красного коня. Фрагмент
1912, 160×186 см
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Портрет жены художника
1
Портрет жены художника
1915, 30×21 см
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Яблоко и вишня
6
Яблоко и вишня
1917, 41×33 см
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Скрипка
2
Скрипка
1916, 54×88 см
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Селедка
12
Селедка
1918, 58×88 см
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Женская голова. Этюд к картине "Мать"
2
Женская голова. Этюд к картине "Мать"
1912, 33×23 см
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Свеча и графин
4
Свеча и графин
1918, 58×62 см
Посмотреть все 266 работ художника
HELP