В 1918 году Кузьма Петров-Водкин становится одним из учредителей и активных участников Вольфилы (Вольной философской ассоциации). Это была территория свободного мнения, новых идей режиссеров, поэтов, художников, магнит для молодых и голодных студентов. Андрей Белый читал здесь «Симфонии» и доклад «Кризис культуры», Александр Блок - поэму «Двенадцать» еще до того, как она была напечатана, а Евгений Замятин - роман «Мы» как предупреждение об «опасности государственного абсолютизма». Участники почти не говорили о политике и верили, что революция политическая должна стать прежде всего основой для революции духовной. Главными темами в клубах, кружках и дискуссиях Вольфилы была философия искусства и духовного преображения человека. Все это было еще возможно - даже в начале 1920-х годов. Несмотря на голод, очереди за хлебом, нищету, холод в домах и в залах для дискуссий, многие видели в обваливающемся обветшалом мироустройстве начало возрождения и обновления.
Петров-Водкин в книге «Пространство Эвклида» писал:
«Переселение народов вширь закончилось, - податься больше некуда…остался, значит, один верх для пространственного благополучия народов: кто выше из них взметнет творческую энергию…Матч предстоял всеземной…»
В это время художник пишет картину
«Петроград. 1918» - но картина тут же получает другое название. Как это часто бывает, новое название оказывается таким точным, что его подхватывают и считают настоящим - теперь все называют картину
«Петроградской мадонной». Христианский символ надежды, спасения, обновления - в пережившем революцию городе.
Духовная высота, победа над силой тяготения, о которой мечтает художник, воплощается буквально и зримо - в положении матери высоко над городом. Балконные перила примиряют это вознесение с реальностью, но не объясняют разницы в масштабе. Маленькие фигуры людей, толпящихся на городской площади, напоминают, скорее, миниатюрные житийные сцены на полях икон, чем реальный фон картины. Балкон здесь - такой же способ оторваться от земли, как и бесконечные холмы в картинах Петрова-Водкина (
1,
2,
3), как и положение всадника, взмывшего над водой в
«Купании красного коня» или над землей - в
«Фантазии».
Петроградская мадонна прекрасна спокойной мистической красотой, иконной или ренессансной, древнерусской или итальянской. Красный плащ на ее плече собирается в скульптурные складки. Младенец на ее руках - спящая надежда, новая жизнь, которой предстоит расти, вскакивать на коня, нестись над землей и морем, достигать неба в один легкий прыжок, преодолевать силой творчества и мысли пресловутую силу притяжения земли. Он обязательно проснется полный сил, он начнет ходить в 1919, скажет первые сложные слова в 1920. Ему не нужно пока знать, что ждет его самого и его страну потом.
Вольная философская ассоциация закроется в 1924 году. К этому времени Андрей Белый уедет в Берлин, а Блок умрет от холода, голода, астмы, с ослабленным и износившимся сердцем, с запретом на лечение за границей. Замятина арестуют и дважды попытаются выслать из России. Его ждут травля и эмиграция. Но пока младенец спит и ему снится сон о том, что вокруг него большая планета и новая жизнь только начинается.
Автор: Анна Сидельникова