Регистрация
Морис де Вламинк
Морис де
 Вламинк
Франция 1876−1958
Подписаться25             
Подписаться25             
Биография и информация
 
Морис де Вламинк (фр. Maurice de Vlaminck) гордился тем, что нога его «не переступала порог Лувра», называл себя «нежным и полным необузданной свирепости варваром» и вошел в историю искусств как «разжигатель» экспрессионизма в среде фовистов. Прежде чем обрести известность, он зарабатывал на жизнь уроками музыки и написанием эротических рассказов, был профессиональным велосипедистом, токарем, механиком и чертежником. Легендарного фовиста Анри Матисса Вламинк терпеть не мог, а его лучший друг в годы зарождения фовизма, Андре Дерен, через какой-то десяток лет скажет: «Не говорите мне о Вламинке. В живописи это мясник!».

Широко известна версия, что Морис де Вламинк ни дня не учился живописи, но она не вполне справедлива: в художественных заведениях он действительно «не состоял, не участвовал, не привлекался», но в юности брал частные уроки рисования. Родители — фламандские эмигранты — видели его будущее в музыке, по примеру отца, учителя музыки. Морис освоил игру на скрипке, но предпочел музыке спорт. С 16 лет он стал велогонщиком. Со спортом складывалось неплохо, но внезапная болезнь (тиф) заставила распрощаться с мыслями о спортивной карьере.

В 18 лет Морис женился на девушке по имени Сюзанна Берли, которая вскоре родила ему сына. Обеспечивать семью не особо удавалось. Вламинк выступал как музыкант в варьете на Монмартре, играл в бильярд, подрабатывал журналистом, писал эротические рассказы. В биографиях многих художников просматривается такой период, и зачастую к нему добавляется трогательная деталь, из который мы узнаем, как не имеющий средств на обучение, но любящий живопись начинающий гений проводил всё свободное время в музеях… Ничего подобного о Вламинке не скажем. Более того, он чрезвычайно гордился тем, что не бывал в музеях, считая, что такие визиты лишают художника самобытности и делают его теоретиком, а не живописцем. «В искусстве теории так же полезны, как предписания доктора: нужно быть больным, чтобы верить им», — таков манифест Вламинка.

В начале 1900-х Морис де Вламинк подружился с Андре Дереном. Они сняли вместе студию в Шату, в унисон восхищались Ван Гогом и приручали «дикий» цвет. А еще Дерен иллюстрировал эротические рассказы Вламинка. В следующем, 1905 году Дерен познакомил Матисса и Вламинка, а через несколько месяцев, на осеннем Салоне Независимых по отношению к их работам прозвучало определение фовизм (от fauve — дикий). Вламинк и Матисс друг другу категорически не нравились. Импозантный Матисс считал брутального Вламинка чрезмерно диким даже для сообщества «диких», а Вламинк пренебрежительно отзывался о декоративности и спокойствии картин Матисса.

Галерист Амбруаз Воллар — очень значимая фигура для французских художников тех лет — приобрел множество картин Вламинка, а вскоре организовал его персональную выставку. А вот первая жена не дождалась его успеха — они развелись в 1904 году. Вламинк не долго печалился и нашел утешение в объятиях второй супруги — Берты Комбе, которая родила ему двух дочерей.

Подобно своему другу Дерену Морис де Вламинк после фовизма повернулся в сторону кубизма, и так же быстро от него ушел, причем сохранил глубокую неприязнь к Пикассо. «Он все рассчитывает, этот негодяй и хитрец», — негодовал Вламинк. Он задыхался в рамках кубизма, определяя их как милитаристические и заявляя, что они превращают его в неврастеника.

«Кубистическая дисциплина напоминает мне слова моего родителя: „Полк принесет тебе пользу“», — язвил Вламинк. Военная служба его не миновала, в Первую мировую войну он был мобилизован, работал чертежником на оборонном предприятии и ничего хорошего по этому поводу сказать не мог. Честно говоря, Морис де Вламинк вообще не отличался склонностью раздавать похвалы чему-либо или кому-либо. Нраву он был грубого, в образ брутального «дикаря» вжился качественно, представлял собой эдакого пролетария-маргинала. Впрочем, выставка 1919 года в галерее Дрюэ, на которой были проданы его картины на 10 тысяч франков, позволила Вламинку перестать быть таким уж пролетарием. Он купил в пригороде Парижа дом и поселился в нем с семьей, простившись с шумной столичной жизнью.

Идеи типа «искусство для искусства» и отвлеченные проблемы чистой живописи после Первой мировой войны Вламинк отбросил окончательно. Не связанное с реальной жизнью искусство он сравнивал теперь с платонической любовью: «от нее никогда ничего не рождается». Окончательно забросил заигрывания с кубизмом, его картины наполнились драматической, яростной экспрессией, цветовое буйство фовизма сменилось сдержанной напряженностью темных, мрачных цветов. Он активно использует черный, белый, киноварь, свинцовые оттенки, дробные мазки, неровные ритмические повторы. В его пейзажах появился человек — не обязательно он изображался, но его присутствие подразумевалось. В отличие от своего великого современника Матисса, Вламинк уж точно не ставил цель «успокоить уставшего человека». В его мире покой даже не приснится, и человеку там явно тревожно и неуютно. Но Вламинк вовсе не желает «сделать хорошо» зрителю.

«Дикий» художник уверенно завоевал публику. Его персональные выставки проходили не только во Франции, но и в США, Швейцарии, Англии. Но Вторая мировая война внесла серьезный разлад в отношения Вламинка с миром. Чаще всего в биографиях художника упоминается, что он состоял в Антифашистской лиге и был обманом вовлечен в нацистскую пропагандистскую кампанию вместе с другими художниками — Дереном, Браком, Фриезом, ван Донгеном. Однако в воспоминаниях немецкого офицера Вернера Ланге, «отвечавшего» за французскую богему и находившегося в прямом командовании Геббельса, есть рассказы о том, что с Вламинком он особенно подружился и неоднократно бывал на приемах в загородном доме художника. «Поймут ли меня, если я скажу, что оккупация была невыносима, но мы к ней замечательно приспособились?», — емко и иронично комментировал отношения многих людей искусства с оккупантами писатель Жан-Поль Сартр. Вламинку приспособиться точно удалось.

После войны художника обвинили в коллаборационизме, но расследование Особого комитета по оккупации сняло с него обвинения. В отличие от Дерена, для которого история с участием в нацистской пропаганде стала сильнейшим ударом и отвратила его от активной общественной жизни, Вламинк сумел восстановить свои позиции и уже в 1954 году представлял Францию на Венецианской биеннале.


Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
Софья Штыкова
Hanna
Александр Прокофьев
Антон Шерстюк
+4

Лента
Морис де Вламинк. Фабрика
Морис де Вламинк. Акведук в Ножан-сюр-Ман
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Морис де Вламинк. Фруктовый сад
Фруктовый сад
Морис де Вламинк
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 93 работы
Морис де Вламинк. Пейзаж с домом на холме
0
Пейзаж с домом на холме
Морис де Вламинк. Город на берегу озера
0
Город на берегу озера
Морис де Вламинк. Вид на Сену
0
Вид на Сену
Морис де Вламинк. Город
1
Город
Морис де Вламинк. Крыши
1
Крыши
Морис де Вламинк. Дома у берега
1
Дома у берега
Морис де Вламинк. Синий виноград
1
Синий виноград
Морис де Вламинк. Сюжет 24
0
Сюжет 24
Морис де Вламинк. Сюжет 23
1
Сюжет 23
Посмотреть все 93 работы художника
HELP