«Мужчина с трубкой» – предтеча фовизма. Краски у Вламинка еще не получили полной свободы, но им уже явно тесно в прежних рамках. Алые блики шарфа сродни дикому зверю, который вот-вот вырвется на свободу, и, собственно, будет объявлен «диким».
Портрет выполнен в экспрессионистической манере. Плотные, беспорядочным образом наложенные густые мазки и деформированное изображение
напоминают стиль Хаима Сутина.
Эта картина показательна как этап становления Вламинка. В ней отражен его темперамент, противоположный
Матиссу. Собственно, фовизм во многом будет создан на этом противопоставлении, на напряженности, возникающей между тонким, стремящимся подчинить кисть и чувство внутренней дисциплине и делающим это столь виртуозно Матиссом и грубоватым, необузданным Вламинком.
От выполненного в темных тонах портрета мужчины с трубкой ощущение, как от вулкана, который пока выглядит просто горой, но за внешней видимостью скрываются потоки лавы. И когда она вырвется на свободу, мало не покажется никому. Настроение портрета – динамическое, напряженное. Покой вообще мало интересовал Вламинка – и в этом тоже одно из ключевых отличий от Матисса. Его мазки кажутся дрожащими, но это не вибрация,
свойственная пуантилистическим изображением , дрожь, исходящая от портрета Вламинка – нервная, напряженная. Так бывает, когда после стресса замечаешь дрожание собственных рук…
Чтобы Вламинк проявился в полной мере, потребуется влияние
Ван Гога. Его картины художник увидит лишь в следующем году, 1901 году, на ретроспективной выставке Ван Гога в галерее Бернхейма-младшего. И воскликнет, что любит Ван Гога больше отца родного. «Дикого» зверя выпустит из клетки именно неистовый в своей страстности голландец. Разница между
«до Ван Гога» и
«после Ван Гога» очевидна.
Автор: Алена Эсаулова