• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Александр Григорьевич Тышлер
Россия 1898−1980
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

[р. 14 (26).7.1898, Мелитополь].

Советский театральный художник, живописец и график, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943).

Учился в Киевском художественном училище (1912−17). Член ОСТа (с 1925).

Работы Т. отличаются порой причудливой фантастикой и метафоричностью образов, декоративностью. В оформлении спектаклей Т. часто обращается к легко трансформируемым сценическим конструкциям, в основе которых лежит принцип устройства помоста народного площадного театра.

Некоторым, преимущественно станковым, работам Т. свойственны черты мистической символики, экспрессионистского, обостренно субъективного восприятия действительности.

Произведения: «Король Лир» Шекспира (1935), «Фрейлехс» З. Шнеера (1945; Государственная премия СССР, 1946) — оба в Московском еврейском театре; серии «Махновщина» (1922−65), «Фашизм» (1966−68). Награжден орденом «Знак Почёта».

Учился в Киевском художественном училище (1912−17), затем в студии А. А. Экстер в Киеве же (1917−19), наконец, в московском Вхутемасе у В. А. Фаворского (1921−24).

Работать самостоятельно начинал в середине 1920-х гг., в тесном кругу молодых новаторов ОСТа, но и там был сам по себе.

Художники объединения ориентировались на все современное — технику, спорт, политику, а он обращал в романтическую сказку даже самую злободневную и конкретную тему, будь то рисунки для учебника геометрии (1925) или серия картин и рисунков «Махновщина» (1920-е), с буйными скачками в бескрайнем степном пространстве и гротескными фигурами пьяных махновцев в громадных папахах. Уже в этих станковых работах критики разглядели скрытую театральность образов, «сны о театральных постановках», «свободу современного театрального подхода к вещам» (Я. А. Тугендхольд).

В самом деле, Тышлер относился к используемым в его искусстве вещам очень по-современному, свободно, — не выстраивал из них некое подобие окружающей реальности, а смело преображал, придавал им не прямой, а метафорический смысл. Так он поступал и в живописи, и на сцене.

Первый его заметный спектакль — «Овечий источник» Лопе де Веги, поставленный в 1927 г. в Минске. Метафорическим образом крестьянского быта стала здесь плетеная корзина, или плетень. Пространство сцены целиком заключено в это округлое плетение, оборачивающееся стенами деревенских домов с выступающими крылечками и лесенками.

Любимым драматургом Тышлера был У. Шекспир, «прочитанный» в эскизах и постановках художника остро и творчески («Король Лир», ГОСЕТ, Москва; «Ричард III», ГБДТ им. М. Горького, Ленинград, оба спектакля 1935 г.). Мир Шекспира воплощен часто в фантастическом средневековом сооружении — дворце или замке, видимом снаружи и одновременно изнутри («Гамлет», 1953; «Ричард III», 1963, на сцене не осуществлены). Остроконечные своды опираются на подобия человеческих фигур, — это не мертвый фон, а живая, по-своему очеловеченная архитектура, принимающая прямое участие в драматическом действии. Сооружение может, если нужно, поворачиваться, трансформируясь на глазах.

Помещается этот сказочный замок со своей открытой сердцевиной на сцене весь целиком, от цоколя до остроконечных черепичных крыш, и его поэтому пришлось, разумеется, уменьшить («здание-складень», как называет его критик А. Бассехес). Благодаря этому укрупняются, монументальными становятся фигуры актеров, отчетливее игровой, театральный характер зрелища, не притворяющегося слишком натуральной реальностью.

В «Короле Лире» (ГОСЕТ) художник подчеркнул это, соорудив на сцене еще одну сцену, подобие передвижного театра-тележки с раскрывающимися створками, тоже опирающуюся на молчаливые фигуры-кариатиды. Искусству Тышлера свойственно многократное варьирование однохарактерных, чаще всего символических образов. Таковы его живописные и графические серии последних лет жизни, где хрупкие девушки несут на головах и плечах натюрморты или декорации, какие-то странные сооружения, символизирующие театр или праздничный балаган, крепость или морскую стихию (серии «Океаниды», «Сказочный город», «Балаганчик», «Маскарад», «Клоуны» и др., 1960−70-е).

Читать дальше

Лента
Александр Григорьевич Тышлер. Махновщина (Гуляйполе)
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 1 работа
Махновщина (Гуляйполе)
0
Махновщина (Гуляйполе)
1927
Посмотреть все 1 работу художника