Регистрация
Александр Григорьевич Тышлер
Александр
 Григорьевич Тышлер
Россия 1898−1980
Подписаться5             
Подписаться5             
Биография и информация
 

[р. 14 (26).7.1898, Мелитополь].

Советский театральный художник, живописец и график, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943).

Учился в Киевском художественном училище (1912−17). Член ОСТа (с 1925).

Работы Т. отличаются порой причудливой фантастикой и метафоричностью образов, декоративностью. В оформлении спектаклей Т. часто обращается к легко трансформируемым сценическим конструкциям, в основе которых лежит принцип устройства помоста народного площадного театра.

Некоторым, преимущественно станковым, работам Т. свойственны черты мистической символики, экспрессионистского, обостренно субъективного восприятия действительности.

Произведения: «Король Лир» Шекспира (1935), «Фрейлехс» З. Шнеера (1945; Государственная премия СССР, 1946) — оба в Московском еврейском театре; серии «Махновщина» (1922−65), «Фашизм» (1966−68). Награжден орденом «Знак Почёта».

Учился в Киевском художественном училище (1912−17), затем в студии А. А. Экстер в Киеве же (1917−19), наконец, в московском Вхутемасе у В. А. Фаворского (1921−24).

Работать самостоятельно начинал в середине 1920-х гг., в тесном кругу молодых новаторов ОСТа, но и там был сам по себе.

Художники объединения ориентировались на все современное — технику, спорт, политику, а он обращал в романтическую сказку даже самую злободневную и конкретную тему, будь то рисунки для учебника геометрии (1925) или серия картин и рисунков «Махновщина» (1920-е), с буйными скачками в бескрайнем степном пространстве и гротескными фигурами пьяных махновцев в громадных папахах. Уже в этих станковых работах критики разглядели скрытую театральность образов, «сны о театральных постановках», «свободу современного театрального подхода к вещам» (Я. А. Тугендхольд).

В самом деле, Тышлер относился к используемым в его искусстве вещам очень по-современному, свободно, — не выстраивал из них некое подобие окружающей реальности, а смело преображал, придавал им не прямой, а метафорический смысл. Так он поступал и в живописи, и на сцене.

Первый его заметный спектакль — «Овечий источник» Лопе де Веги, поставленный в 1927 г. в Минске. Метафорическим образом крестьянского быта стала здесь плетеная корзина, или плетень. Пространство сцены целиком заключено в это округлое плетение, оборачивающееся стенами деревенских домов с выступающими крылечками и лесенками.

Любимым драматургом Тышлера был У. Шекспир, «прочитанный» в эскизах и постановках художника остро и творчески («Король Лир», ГОСЕТ, Москва; «Ричард III», ГБДТ им. М. Горького, Ленинград, оба спектакля 1935 г.). Мир Шекспира воплощен часто в фантастическом средневековом сооружении — дворце или замке, видимом снаружи и одновременно изнутри («Гамлет», 1953; «Ричард III», 1963, на сцене не осуществлены). Остроконечные своды опираются на подобия человеческих фигур, — это не мертвый фон, а живая, по-своему очеловеченная архитектура, принимающая прямое участие в драматическом действии. Сооружение может, если нужно, поворачиваться, трансформируясь на глазах.

Помещается этот сказочный замок со своей открытой сердцевиной на сцене весь целиком, от цоколя до остроконечных черепичных крыш, и его поэтому пришлось, разумеется, уменьшить («здание-складень», как называет его критик А. Бассехес). Благодаря этому укрупняются, монументальными становятся фигуры актеров, отчетливее игровой, театральный характер зрелища, не притворяющегося слишком натуральной реальностью.

В «Короле Лире» (ГОСЕТ) художник подчеркнул это, соорудив на сцене еще одну сцену, подобие передвижного театра-тележки с раскрывающимися створками, тоже опирающуюся на молчаливые фигуры-кариатиды. Искусству Тышлера свойственно многократное варьирование однохарактерных, чаще всего символических образов. Таковы его живописные и графические серии последних лет жизни, где хрупкие девушки несут на головах и плечах натюрморты или декорации, какие-то странные сооружения, символизирующие театр или праздничный балаган, крепость или морскую стихию (серии «Океаниды», «Сказочный город», «Балаганчик», «Маскарад», «Клоуны» и др., 1960−70-е).

Читать дальше
Работы понравились

Лента
Александр Григорьевич Тышлер. Модница в карнавальной шляпе.
Модница в карнавальной шляпе.
Александр Григорьевич Тышлер
1957, 400×490 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Александр Григорьевич Тышлер. Махновщина (Гуляйполе)
Махновщина (Гуляйполе)
Александр Григорьевич Тышлер
1927,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Работы художника
всего 23 работы
Александр Григорьевич Тышлер. Стены
0
Стены
Александр Григорьевич Тышлер. Женский портрет
0
Женский портрет
Александр Григорьевич Тышлер. Махновщина (Гуляйполе)
0
Махновщина (Гуляйполе)
1927
Александр Григорьевич Тышлер. Наводнение
0
Наводнение
1926
Александр Григорьевич Тышлер. Балаганчик
0
Балаганчик
1967, 30×20 см
Александр Григорьевич Тышлер. Кариатида
0
Кариатида
1960-е , 25×19.5 см
Александр Григорьевич Тышлер. Печальный ангел. Из серии "Ад и рай"
1
Печальный ангел. Из серии "Ад и рай"
1954, 30.8×29 см
Александр Григорьевич Тышлер. Девушка в карнавальном уборе
1
Девушка в карнавальном уборе
1966, 42×30 см
Александр Григорьевич Тышлер. Портрет дамы
1
Портрет дамы
1967, 64.5×47 см
Посмотреть все 23 работы художника
HELP