• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Александр Александрович Осмеркин
Россия 1892−1953
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Живописец, график. Учился в Киевском худ. уч-ще, затем в студии И. Машкова (Москва, 1913−15). Участник выставок «Бубнового валета» (с 1913) и «Мира искусства» (с 1916), один из «русских сезаннистов». Член об-ва «Моск. живописцы» (1924−26), группы «Крыло» (1927), в 1927−29 секр. ОМХ. В 1918−30 преподавал в моск. ВХУТЕМАСе, в 1932−47 в ЛИЖСА (одноврем. в 1937−48 в Моск. худ. ин-те). С 1947 не выставлялся, был отстранен от преподавания из-за направленности своего творчества. Портреты («Портрет Е. Т..Барковой», 1921; «Портрет девушки», 1924; «Портрет А. А..Ахматовой», 1939), натюрморты («Натюрморт с палитрой», 1918; «Натюрморт с белой пиалой», 1921; «Натюрморт с черепом», 1921; «Лилии и настурции», 1947; «Натюрморт с ходиками», 1952; «Черемуха. Плесково», 1953), пейзажи («Парк», 1920; «Москва. Тверская», 1924; «На Неве», 1934; «Москва-река. Ветлы», 1938; «Митрополичья трапезная и колокольня в Лавре», 1946; «Река Трубеж», 1948), ист.-рев. картины («Красная гвардия в Зимнем дворце», 1927) и др. работы.

1892, Елисаветград, Херсонская губ. — 1953, пос. Плесково, Московская обл. А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи. Увлечение новейшими течениями в искусстве помешало Осмеркину закончить Киевское художественное училище. В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. В следующем году впервые участвует в выставке «Бубнового валета». Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, «вкусную» живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры («Обнаженная на фоне персидской набойки», 1914−15; «Дама с лорнеткой», 1917; «Натюрморт с часами», 1918; «В кафе», 1919, и др.). Правда, лубок и «примитивы» имеют для художника меньшее значение, чем для его учителя Машкова. Осмеркина отличают меньший размах, тяготение к более тонкой и сдержанной цветовой гамме, своеобразное чувство ритма и вместе с тем не столь явная увлеченность телесностью, вещностью материального мира. В начале 1920-х гг. Осмеркин ощущает исчерпанность прежних средств выражения, в его искусстве намечается решительный сдвиг к реализму. В этом он не был оригинален: та же эволюция происходила и с другими участниками «Бубнового валета». Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А. Иванова и др.), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну («Парк», «Натюрморт с бандурой», обе 1920; «Портрет Е. Т. Барковой», «Портрет девушки», обе 1921, и др.). К середине 1920-х гг. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Священный для всякого сезанниста принцип «живопись — это верный цвет на верном месте» остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов, и психология (в портрете), и лирическое настроение (в пейзажах): «Портрет Е. Т. Барковой» (1921), «Портрет художника М. Н. Аветова» (1924), «Охотничий натюрморт» (1923−24), «Мойка. Белая ночь» (1927)и др. Среди тематических картин художника — а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, — более других известна «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927). Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Над ними Осмеркин много работал и в 1930−40-х гг. Он неизменно сохранял верность принципам свободной, основанной на гармонии цветовых отношений живописи. А это не всегда было легко: художника обвиняли в формализме, в 1948 г. лишили возможности преподавать (с конца 1910-х гг. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). «Портрет А. А. Ахматовой» (1939−40), серия пейзажей «Новая Голландия» (1945) — пожалуй, самые известные работы 1930−40-х гг. Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто талантливым и культурным живописцем. Он был безраздельно предан искусству. Смерть застала его за работой.

Читать дальше
Работы понравились
Shafiqa Shafiqa

Лента
Александр Александрович Осмеркин. Портрет неизвестного в цилиндре
Александр Александрович Осмеркин. Дама с лорнеткой (Портрет дамы с афишей)
Александр Александрович Осмеркин. Автопортрет
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 7 работ
Натюрморт
0
Натюрморт
1920
Лес в Кунцеве
0
Лес в Кунцеве
Натюрморт с гранатами
0
Натюрморт с гранатами
Женщина, снимающая перчатку
2
Женщина, снимающая перчатку
1924, 95×109 см
Автопортрет
0
Автопортрет
1912, 33×41.5 см
Дама с лорнеткой (Портрет дамы с афишей)
0
Дама с лорнеткой (Портрет дамы с афишей)
1917, 91×116 см
Портрет неизвестного в цилиндре
0
Портрет неизвестного в цилиндре
1915, 37×15.2 см
Посмотреть все 7 работ художника