После
«Хлеба» Татьяна Яблонская могла больше ничего не писать в оставшиеся 56 лет своей жизни – и все равно стать частью истории советской живописи. Это нужно отчетливо представлять: в 32 года
начинающей художнице стать лауреатом Государственной премии им. Сталина! Это была первая после долгого перерыва большая картина художницы, чье блестящее ученичество и многообещающая карьера были на 4 года прерваны войной, а потом еще на несколько лет – постепенным возвращением к мирной жизни и к живописи.
Жизнь! Жизнь стала в эти послевоенные годы для Яблонской и для всей страны самодостаточным смыслом и абсолютной истиной. И даже 4-метровое полотно «Хлеб» кажется маловатым для того, чтобы прокричать во весь голос об этой истине. Поэтому каждый образ здесь должен был стать абсолютным, искренним, доведенным до предела.
«Помню, в один счастливый день какого-то ясновидения я решила резко увеличить и разлить по всему холсту огромный ворох зерна. Хотелось, чтобы хлеб, ради которого и работают эти люди, звучал в картине с большей силой и радостью. В этот день и пришло название картины - Хлеб».
Но картина сложилась не сразу: Татьяна Яблонская проделала огромную эскизную работу – почти 300 рисунков, предваряющих окончательную идею и композицию, поиски точных поз и фактур. А началось все и вовсе со скучающих студентов Яблонской, которых она, преподаватель художественного института, отправила на практику в колхоз.
Приезжайте, мол, Татьяна Ниловна, тут совсем скучно – ныли студенты, - перевезите нас в какой-нибудь колхоз повеселее. Тут все работают и никто позировать не хочет. А колхоз был из прославленных – в 1947 году они установили рекорд и перевыполнили все возможные планы, за что прогремели на всю страну. Тогда, после войны, это были жизненно важные рекорды, которые кормили людей и давали им возможность оживать. И колхоз им. Ленина в селе Летава был из таких – и Яблонская не поверила, что здесь может быть скучно. Поехала посмотреть и вдохновить на работу своих учеников. В итоге привезла стопку эскизов и почти сложившуюся картину, над которой она будет работать еще целый год.
Многие свои работы и целые периоды в творчестве мудрая, опытная, к концу жизни молчаливая и сосредоточенная, Яблонская признавала откровенно неудачными и ошибочными, но только не «Хлеб»:
-При работе над картиной «Хлеб» я больше всего старалась передать восторг от самой жизни, передать правду жизни. Ни о какой самодовлеющей «живописности» я не думала. Помню, в то время ко мне пришла группа львовских художников во главе с Григорийчуком. Сначала был разговор о «завзятости» главной героини, о том, что я сама по своему духу очень на нее похожа, а потом стали говорить «о кольорах и валерах». Я помню, каким мне это тогда показалось смешным, наивным и провинциальным! При чем здесь «кольоры и валеры»? Что нужно еще, кроме правдивого изображения жизни? Я не осознавала, что все же в картине «Хлеб» живописная задача получилась — сочетание теплого зерна, синих юбок, белых платков и сорочек создавало живописную игру.
Автор: Анна Сидельникова