войти
опубликовать

Соцреализм

2 104 работы, 644 художника
Соцреализм (социалистический реализм) – направление в искусстве, которое возникло и развивалось в XX веке в СССР и других странах социалистического лагеря. Произведения основывались на принципах идейности, прославляли военные и трудовые подвиги, научные достижения, победы в спорте и описывали быт рабочего класса и крестьянства. Искусство стало не источником эстетического удовольствия, а методом воспитания человека в заданных государством идеологических рамках. Главным заказчиком и потребителем произведений соцреализма стало государство, которое определяло тематику произведения, форму и способ изображения объектов. Живопись обязали быть апофеозной, эмоциональной и понятной. За это картины социалистического реализма называли «высоким низким искусством».

В 1920-е годы прошлого века Луначарский первым использовал определение «новый социальный реализм» применительно к литературе, а в 1934 году этот термин стал официальным и начал определять художественное направление. Государство использовало искусство в качестве средства агитации и пропаганды.

Художники социалистического реализма декларировали суровый реализм и правдивость произведений, но при этом создавали новый миф об "идеальном мире». Установленные властью каноны не допускали творческих поисков, идейных или сюжетных отклонений, экспериментов и авторского самовыражения. В живописи выстроилась прочная иерархия жанров. Первой по востребованности стала тематическая или жанровая картина, представляющая собой рассказ о «темном прошлом» или «светлом будущем» с яркими характерами персонажей и четкими акцентами. Сюда же относят исторические и батальные сюжеты. Соцреалистические пейзажи стали панорамными, гиперболизированными, пафосными, с устойчивой горизонтальной композицией. Это внушало восторг и вызывало трепет души от широты родных просторов и визуальной прочности мира. Натюрморты создавались тяжелыми, насыщенными и монументальными, это подчеркивало изобилие и созидательную силу социалистического строя. На портретах изображали политических деятелей, популярных актеров, писателей и видных представителей сфер промышленного производства, науки и сельского хозяйства. Никакой камерности и минимум статичности – герои портретов активны, трудятся в своем направлении, в котором преуспели и являются примером для подражания.

В картинах прослеживался гигантизм, пафос, количественное перенасыщение. Изображения социалистического мира изобиловали густыми насыщенными оттенками, объектами и героями, пространство визуально тяжелело и уплотнялось. На огромном холсте - всего и больше. В мимике и движениях прослеживался напор и утрированная эмоциональность. Приветствовались сглаженные линии, густые и маловыразительные оттенки, отсутствие выраженного мазка кисти. Это обезличивало автора и позволяло использовать картину как объект массовой культуры, тиражировало искусство. Живопись социалистического реализма – это бесконечный ряд полотен, напоминающий кадры кинопленки и иллюстрирующий миф с реалистической точностью.

Картины соцреализма:
«Оборона Севастополя» 1942, «Раздолье» 1944 А.А. Дейнеки, «Великий Октябрь» 1925, «Собрание Реввоенсовета СССР» 1929 И.И. Бродского, «Хлеб» 1949 Т.Н. Яблонской, «Привет XVII съезду ВКП(б)» 1934 И.И. Машкова, «Семья командира» 1936, К.С. Петрова-Водкина.

Художники соцреализма:
А.А. Дейнека, И.И. Бродский, К.С. Петров-Водкин, Т.Н. Яблонская, А.М. Герасимов, М.В. Нестеров, П.П. Кончаловский.
Лента