Соцреализм (
социалистический реализм) – направление в искусстве, которое возникло и развивалось в XX веке в СССР и других странах социалистического лагеря. Произведения основывались на принципах идейности, прославляли военные и трудовые подвиги, научные достижения, победы в спорте и описывали быт рабочего класса и крестьянства. Искусство стало не источником эстетического удовольствия, а методом воспитания человека в заданных государством идеологических рамках. Главным заказчиком и потребителем произведений соцреализма стало государство, которое определяло тематику произведения, форму и способ изображения объектов. Живопись обязали быть апофеозной, эмоциональной и понятной. За это картины социалистического реализма называли «высоким низким искусством».
В 1920-е годы прошлого века Луначарский первым использовал определение «
новый социальный реализм» применительно к литературе, а в 1934 году этот термин стал официальным и начал определять художественное направление. Государство использовало искусство в качестве средства агитации и пропаганды.
Художники социалистического реализма декларировали суровый реализм и правдивость произведений, но при этом создавали новый миф об "идеальном мире». Установленные властью каноны не допускали творческих поисков, идейных или сюжетных отклонений, экспериментов и авторского самовыражения. В живописи выстроилась прочная иерархия жанров. Первой по востребованности стала тематическая или жанровая картина, представляющая собой рассказ о «темном прошлом» или «светлом будущем» с яркими характерами персонажей и четкими акцентами. Сюда же относят исторические и батальные сюжеты. Соцреалистические пейзажи стали панорамными, гиперболизированными, пафосными, с устойчивой горизонтальной композицией. Это внушало восторг и вызывало трепет души от широты родных просторов и визуальной прочности мира. Натюрморты создавались тяжелыми, насыщенными и монументальными, это подчеркивало изобилие и созидательную силу социалистического строя. На портретах изображали политических деятелей, популярных актеров, писателей и видных представителей сфер промышленного производства, науки и сельского хозяйства. Никакой камерности и минимум статичности – герои портретов активны, трудятся в своем направлении, в котором преуспели и являются примером для подражания.
В картинах прослеживался гигантизм, пафос, количественное перенасыщение. Изображения социалистического мира изобиловали густыми насыщенными оттенками, объектами и героями, пространство визуально тяжелело и уплотнялось. На огромном холсте - всего и больше. В мимике и движениях прослеживался напор и утрированная эмоциональность. Приветствовались сглаженные линии, густые и маловыразительные оттенки, отсутствие выраженного мазка кисти. Это обезличивало автора и позволяло использовать картину как объект массовой культуры, тиражировало искусство. Живопись социалистического реализма – это бесконечный ряд полотен, напоминающий кадры кинопленки и иллюстрирующий миф с реалистической точностью.
Картины соцреализма:
«
Оборона Севастополя» 1942, «
Раздолье» 1944 А.А. Дейнеки, «
Великий Октябрь» 1925, «
Собрание Реввоенсовета СССР» 1929 И.И. Бродского, «
Хлеб» 1949 Т.Н. Яблонской, «
Привет XVII съезду ВКП(б)» 1934 И.И. Машкова, «
Семья командира» 1936, К.С. Петрова-Водкина.
Художники соцреализма:
А.А. Дейнека,
И.И. Бродский,
К.С. Петров-Водкин,
Т.Н. Яблонская,
А.М. Герасимов,
М.В. Нестеров,
П.П. Кончаловский.