Регистрация
Диего Мария Ривера
Диего Мария
 Ривера
1886−1957
Подписаться35                
Подписаться35                
Биография и информация
 
Диего Мария Ривера (Diego María De La Concepción Juan Nepomuceno Estanislao De La Rivera Y Barrientos Acosta Y Rodríguez, 8 декабря 1886, Гуанахуато, Мексика — 24 ноября 1957, Мехико, Мексика) — мексиканский художник-муралист, прославившийся благодаря своим масштабным работам в Мексике и нескольких городах США. Ривера учился живописи в Мехико, затем более 10 лет прожил в Париже, путешествуя по Европе. Художник был женат пять раз, причем два из них — на одной и той же женщине, мексиканской художнице Фриде Кало.

Особенности творчества художника Диего Риверы: его фрески отличают крупные упрощенные фигуры людей, яркие цвета и заметное влияние ацтекской культуры. При этом Ривера отдавал предпочтение изображениям простых жителей своей страны и событиям Мексиканской революции 1910 года. А его детройтские работы посвящены индустриализации, заводским рабочим и механизмам.

Известные работы Диего Риверы: «Сотворение», «Арсенал», «Человек на распутье», «Промышленность Детройта».


Диего Ривера всегда получал то, что хотел. Художественная карьера, мировая слава, самые красивые и талантливые женщины — всё это доставалось ему будто бы без особых усилий. В чем же секрет? Похоже, этот человек обладал настолько мощной и неуемной жизненной энергией, что у Вселенной просто не оставалось другого выхода, кроме как давать ему всё, чего бы он ни пожелал. Иначе он бы попросту перевернул мир, и никакая точка опоры ему бы для этого не понадобилась.

Ленин в Нью-Йорке

В начале мая 1933 года именем Диего Риверы пестрели первые страницы всех видных нью-йоркских изданий. У здания Рокфеллеровского центра на Манхэттене собирались митинги и демонстрации, в которых участвовал сам художник, параллельно успевая раздавать интервью. Пока одни яростно защищали Риверу и называли его «огненным крестоносцем кисти», другие обвиняли его в спекуляции коммунистическими идеями и в искусственно созданной шумихе с целью прославиться.

Хотя последнее обвинение выглядит надуманным и нелепым. К 1933 году Ривера уже был одним из самых известных художников не только в Америке, но и во всем мире, не говоря уже о родной Мексике. Его фрески, созданные в Сан-Франциско и Детройте, были приняты с восторгом, а персональная выставка в МоМА и вовсе стала его личным триумфом. Стоит ли удивляться тому, что именно Ривере семейство Рокфеллеров поручило роспись стены в вестибюле главного здания огромного комплекса, ставшего символом спасения от Великой депрессии. Магнаты остановили свой выбор на мексиканском муралисте, несмотря на то, что конкуренцию ему составляли Пабло Пикассо и Анри Матисс.

В марте Ривера приступил к работе. Монументальная многофигурная фреска со сложносочиненным названием «Человек на распутье, с надеждой глядящий на выбор нового и лучшего будущего» была довольно спорным произведением даже по изначальной задумке. В этой работе художник четко отделил социалистический мир от капиталистического, предельно идеализируя первый и демонизируя второй. Скандальная история начала набирать обороты после публикации в одной из нью-йоркских газет, вышедшей под заголовком «Ривера рисует коммунистические сцены, а Джон Рокфеллер-младший оплачивает счет». И сразу после этого художник превратил одного из рабочих, изображенных на фреске, во Владимира Ленина. С этим Рокфеллеры мириться уже не могли: испугавшись возможных обвинений в коммунистической пропаганде, они попросили Риверу изменить изображение, на что он ответил категорическим отказом. Художника сразу же отстранили от работы, а фреску закрыли занавесом. После этого и начались протестные демонстрации.

Впрочем, ни Ривера, ни те, кто его поддерживал, так и не смогли ничего добиться. В феврале 1934 года фреску, все это время скрытую от зрителей, уничтожили. Единственным материальным свидетельством ее существования осталась фотография, которую ассистентка Риверы успела сделать в тот день, когда их выставили из Рокфеллеровского центра. Когда о разрушении «Человека на распутье» узнал Ривера, он сравнил бывших заказчиков с нацистами и назвал их действия «культурным вандализмом». Позже Джон Рокфеллер-младший объяснял разрушение фрески так: «Изображение было непристойным и оскорбительным образчиком дурного вкуса. Прежде всего по этой причине Рокфеллеровский центр решил его уничтожить».

Жизнь за двоих

Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года в мексиканском городе Гуанахуато. Его брат-близнец Карлос умер в возрасте двух лет, и после этого Диего как будто всю жизнь жил за двоих: с удвоенной энергией, с удвоенной страстью и любовью к жизни. Вскоре после смерти брата Диего начал рисовать, и его отец оборудовал в доме специальную комнату-студию, завешенную холстами, чтобы мальчик не рисовал на стенах и мебели, а направлял творческую энергию в мирное русло. Именно там Диего начал рисовать свои первые мурали и через всю жизнь пронес любовь к масштабным работам.

В возрасте 12 лет Ривера начал учиться живописи в Академии изящных искусств Сан-Карлоса в Мехико, хотя его отец настаивал на том, чтобы он выбрал военную карьеру. После пяти лет обучения Диего исключили из академии из-за участия в студенческой демонстрации против политики мексиканских властей. Юный художник не слишком расстроился и отправился в путешествие по Мексике с холстами, красками и бумагой. В 1906 году Ривера получил грант на поездку в Европу и направился сначала в Мадрид, где проникся работами Веласкеса, Гойи и Эль Греко, а затем — в Париж.

В столице европейского искусства Диего довольно быстро влился в авангардную «тусовку» и подружился с такими же молодыми бунтарями — Пикассо, Сутиным, Модильяни и Кислингом. Он экспериментировал с техниками и стилями, ездил в Италию для изучения тамошних фресок. В начале жизни в Париже Ривера писал картины под влиянием работ импрессионистов, но вскоре переключился на постимпрессионизм, а затем — на кубизм. Позже место на его картинах и муралях займут крупные упрощенные фигуры, написанные яркими цветами, он будет часто обращаться к примитивизму, а в последние годы жизни даже напишет несколько сюрреалистических работ.

В 1921 году Ривера вернулся на родину и присоединился к мексиканской программе по созданию муралей, которую финансировало правительство. И уже зимой следующего года он рисует первую грандиозную фреску «Сотворение» в аудитории Национальной подготовительной школы в Мехико. Согласно легенде, во время работы над этой фреской Диего приходилось носить с собой пистолет, чтобы обороняться от «правых» студентов. Художник был убежденным коммунистом и членом партии, в 1927 году он даже приезжал в Советский Союз на празднование 10-летия Октябрьской революции. Его масштабные работы пользовались небывалой популярностью, и Ривера стал получать заказы не только в Мексике, но и в США. Он переезжал из города в город, выполнял работу, собирал восторженные отзывы, заводил необременительные романы… Так бы продолжалось и дальше, если бы не скандал с Рокфеллеровским центром. В 1933 году Диего вернулся в Мексику и заново нарисовал «Человека на распутье» во Дворце изящных искусств в Мехико.

Мексиканские и русские страсти

Диего Ривера, мягко говоря, не был красавцем: высокий, грузный, с глазами навыкате. Он и сам прекрасно знал, что не слишком привлекателен внешне, и часто изображал себя в виде лягушки. Однако недостатка в женском внимании художник не испытывал никогда. Он был чутким, внимательным и отзывчивым, невероятно харизматичным и безумно страстным, к тому же мексиканский культ мачизма был ему совершенно чужд. Попавшие под его чары женщины были готовы ради него на всё. А он влюблялся безоглядно и в полную силу, но всегда причинял своим возлюбленным боль.

Ривера не зря был дружен с Пикассо: их объединяла не только любовь к искусству, но и отношение к женщинам. Оба они были ревнивцами, абсолютно не способными при этом хранить верность. И первой женой Диего, к слову, тоже была русская. Он женился на художнице Ангелине Беловой в 1911 году. Несмотря на большую любовь, счастливой их совместную жизнь назвать сложно. Это была бесконечная череда ссор, порой доходивших до драк, и сцен ревности, заканчивавшихся страстным примирением. Их сын, как и брат-близнец Диего, прожил всего два года, и вскоре их брак распался. Но Ангелина продолжала любить Риверу до конца своих дней, писала ему письма и, в конце концов, даже переехала в Мексику.

Следующая возлюбленная Диего тоже оказалась русской художницей. Мария Воробьева-Стебельская по прозвищу Маревна так его очаровала, что он не останавливался ни перед чем, чтобы добиться ее расположения. В конце концов под его напором Маревна устоять не смогла. Их роман начался, когда Ривера еще был женат на Ангелине. А совсем скоро после смерти сына Маревна родила художнику дочь Марику. Эти отношения тоже были полны африканских страстей с битьем посуды, но закончились они довольно быстро. Ривера уехал на родину, без сожалений оставив возлюбленную и дочь в Париже.

Новая любовь не заставила себя долго ждать: в 1922 году Диего женился на писательнице и модели Гуадалупе Марин, которая родила ему двоих дочерей. Темпераментная мексиканка по части скандалов могла дать фору бывшим возлюбленным Риверы, и скандалы эти не прекращались еще долго после того, как они расстались. А вот причиной развода послужила совершенно особенная женщина, ставшая по сути главной в жизни Диего. Фрида Кало была младше него на 20 лет, она перенесла много боли, и ее стойкость и неисчерпаемая любовь к жизни восхищали Риверу на протяжении всех прожитых вместе лет. Здесь, впрочем, прежний сценарий снова повторился: измены, ссоры, бешеная ревность. Однажды они даже развелись, но снова поженились в следующем году и оставались вместе до самой смерти Фриды (подробнее читайте в нашем материале «История любви в картинах: Фрида Кало и Диего Ривера«).

Спустя год после смерти Фриды Диего женился снова. Его избранницей стала его агент и владелица художественной галереи Эмма Уртадо, но их брак продлился совсем недолго. 24 ноября 1957 года Ривера, несколько лет страдавший онкологическим заболеванием, умер от сердечного приступа.

Автор: Евгения Сидельникова.
Читать дальше
Работы понравились
+23

Лента
Картина  Пабло Пикассо «Девочка с цветочной корзиной» (1905),  недавно проданная на аукционе в Нью-Йорке за 115 млн долларов, будет предоставлена в аренду Музею Орсе в Париже. Это подтвердил представитель учреждения. В сентябре там откроется масштабная выставка, посвящённая голубому и розовому периодам творчества мастера.

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Второй день распродажи  коллекции Пегги и Дэвида Рокфеллеров  (выставлялись произведения американских художников) в нью-йоркской штаб-квартире Christie’s принёс 106,9 млн долларов. Это максимальная сумма за всю историю аукционов по американскому искусству, однако меньше, чем стоимость одной картины Пикассо накануне. «Звёздами» вечера стали полотна Виллема де Кунинга, Гилберта Стюарта и Диего Риверы…

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 283 работы
Диего Мария Ривера. Портрет актрисы Матильды Палу
1
Портрет актрисы Матильды Палу
1951, 205×123 см
Диего Мария Ривера. Лестница
2
Лестница
Диего Мария Ривера. Всадник
1
Всадник
Диего Мария Ривера. Натюрморт
0
Натюрморт
1913, 84×65 см
Диего Мария Ривера. Математик
1
Математик
1919, 115.5×80.5 см
Диего Мария Ривера. Фрида Кало
0
Фрида Кало
1939, 35×24 см
Диего Мария Ривера. Мужчина с ружьем
0
Мужчина с ружьем
Диего Мария Ривера. Купальщица из Теуантепека
1
Купальщица из Теуантепека
1923, 63×52 см
Диего Мария Ривера. Пейзаж
0
Пейзаж
1915, 145×125 см
Посмотреть 283 работы художника
HELP