войти
опубликовать

Моисей
Кислинг

Польша • 1891−1953
Моисей (Мойше) Кислинг (фр. Moïse Kisling; 22 января 1891, Краков, Польша - 29 апреля 1953, Санари-сюр-Мер, Франция) - французский художник Парижской школы польского происхождения. Кислинг получил художественное образование в Кракове, затем переехал в Париж. Во время Первой мировой войны получил французское гражданство и прожил во Франции почти всю жизнь, за исключением нескольких лет, проведенных в США. Кислинг был дружен со многими художниками, жившими в Париже в одно время с ним, особенно - с Амедео Модильяни. Оба художника оказали серьезное влияние на стиль и творчество друг друга.

Особенности творчества Моисея Кислинга: художник прославился благодаря сюрреалистическим изображениям обнаженных женщин, портретам людей с неестественно увеличенными глазами миндалевидной формы и пейзажам, в которых ощущается влияние фовистов.

Самые известные картины Моисея Кислинга: "Кики с Монпарнаса в красном джемпере и голубом шарфе", "Портрет Жана Кокто", "Обнаженная на красном диване", "Рене Кислинг", "Маленькая голова брюнетки".

Моисей Кислинг, по всей видимости, всю жизнь обладал необыкновенной особенностью, неким чутьем, позволявшим ему оказываться в нужное время в нужном месте. И рядом с нужными людьми. Это чутье иногда помогало ему избежать смертельных опасностей, а иногда приводило в самую гущу событий.

Дух свободы


Когда Кислинг в 1910 году приехал в Париж из Кракова, здесь было два основных места, в которых кипела художественная жизнь. В эти годы во французскую столицу съезжались молодые и амбициозные художники со всей Европы, а поскольку в средствах они чаще всего были стеснены, то селились в общежитиях - “Плавучей прачечной” (Бато-Лавуар) и “Улье” (La Ruche). Условия проживания в обоих оставляли желать лучшего, но комнаты-студии стоили сущие копейки, а у ворот кабаре “Проворный кролик” на Монмартре нищие живописцы могли разжиться бесплатным супом. Несмотря на холод, скрипучие полы, сквозняки и отсутствие удобств, художники были счастливы в этих общежитиях, потому что здесь царила настоящая творческая свобода, здесь была сама жизнь.

В разное время в Бато-Лавуар жили Поль Гоген, Пабло Пикассо, Макс Жакоб, Андре Сальмон (он, к слову, и окрестил общежитие “плавучей прачечной” из-за сходства со старыми баржами, на которых стирали белье). “Улей” заселяли по большей части выходцы из Восточной Европы - Марк Шагал, Хаим Сутин, Осип Цадкин - но кроме этого здесь обитали, например, Фернан Леже и Амедео Модильяни.

Моисей Кислинг успел пожить в обоих общежитиях и сполна насладился духом свободы. Как и многие художники еврейского происхождения, он бежал в Париж в том числе и из-за иудаистского запрета на изображение людей и животных. Наверняка Кислинг уже тогда понимал, что именно портреты и обнаженная натура займут центральное место в его творчестве.

Бесстрашный дуэлянт


Кислингу посчастливилось уехать из Кракова (который на тот момент был частью Австро-Венгрии) задолго до того, как в Германии к власти пришли нацисты. Но по большей части его отъезд был заслугой не самого художника, а его учителя - Юзефа Панкевича. Он был профессором в Академии изящных искусств в Кракове, и первым разглядел талант в подающем надежды Моисее Кислинге. Именно Панкевич, который за свою творческую жизнь экспериментировал в самых разных художественных направлениях (от импрессионизма до кубизма), посоветовал юному Моисею отправиться в столицу Франции.

В Париже Кислинг сначала обосновался на Монмартре и не пропускал ни одного мало-мальски значимого события в богемной среде. Более того, часто он сам становился инициатором этих событий. К примеру, однажды фотографии окровавленного лица молодого художника попали во многие парижские газеты и журналы. Произошло это после дуэли (и это в 1914 году!) с коллегой Леопольдом Готтлибом, секундантом которого был знаменитый мексиканец Диего Ривера. Ни один из дуэлянтов, к счастью, не получил серьезных ранений, но эта история, вышедшая за привычные рамки даже на экстравагантном Монмартре, получила широкую огласку.

В 1912 году Кислинг решил перебраться на Монпарнас, где прожил следующие 27 лет. И снова сработало безошибочное чутье художника. Он стал одним из первых живописцев, которые покинули Монмартр. После Первой Мировой войны именно Монпарнас стал средоточием творческой жизни Парижа. И здесь же в августе 1917 года с размахом прошла свадьба Кислинга с Рене Грос. Праздник длился три дня, счастливые молодожены и их гости перемещались из одного злачного места Монпарнаса в другое, пока не падали от усталости.

За несколько первых лет, проведенных в Париже, Моисей Кислинг настолько сроднился с французами, что с началом Первой Мировой войны без колебаний отправился на фронт. Он присоединился к Французскому Иностранному легиону, но прослужил недолго. Уже в 1915 году художник получил серьезное ранение в битве на Сомме и вернулся в Париж. Новая родина наградила Кислинга за мужество французским гражданством, но, к сожалению, никак не могла изменить его еврейское происхождение. Поэтому уже во время Второй Мировой, когда немецкие войска оккупировали Францию, художнику пришлось на время переехать в Штаты. В этой войне он, к слову, тоже успел поучаствовать, хотя на тот момент ему уже исполнилось 49 лет.

Вдохновение по расписанию


Несмотря на любовь к богемному образу жизни, во всем, что касалось работы, Моисей Кислинг был педантом и аккуратистом. Он начал рисовать еще в детстве и посвящал много времени оттачиванию своего мастерства. Художник приступал к работе ровно в 9 утра, обязательно прерываясь на обед, а затем снова писал до вечера. Однако строгий график не мешал ему поддерживать отношения с друзьями и коллегами. Частыми гостями студии Кислинга на Монпарнасе были его приятели Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, студия которого находилась по соседству.

Во время Первой мировой войны художники, оставшиеся в Париже, не прекращали работать. Кислинг с друзьями устраивали совместные выставки в кафе и маленьких галереях. А уже в 1919 году состоялась первая персональная выставка Моисея Кислинга в галерее Дрюэ. Со временем картины художника стали хорошо продаваться, он прославился благодаря своим изображениям обнаженной натуры. Нельзя сказать, что Кислинг в полной мере погрузился в модернизм, его картинам присуще скорее некое лирическое видение. Художник упрощал и округлял формы, в то же время делая своих обнаженных героинь очень “земными”. Его немногочисленные пейзажи (1, 2, 3) часто сравнивают с работами Марка Шагала, но особого внимания заслуживают знаменитые неповторимые портреты Кислинга, герои которых смотрят с холстов огромными полуприкрытыми глазами, придающими им не лишенный очарования немного кукольный вид (1, 2, 3, 4). 

Помимо работы одной из главных ценностей Кислинга была семья. Рене, с которой он познакомился в 1916 году, была рядом с ним на протяжении всей жизни. Она не была красавицей по общепринятым меркам, но компенсировала этот “недостаток” личными качествами, живым умом и потрясающим художественным вкусом. Когда в 1940 году Париж оказался во власти нацистов, Кислинг, принимая решение о переезде в Америку, думал прежде всего о безопасности жены и сыновей. В Штатах художник обосновался в Калифорнии и стал довольно известным портретистом, его работы выставлялись в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Вскоре после окончания Второй Мировой Кислинг вернулся во Францию, несмотря на свою популярность в Америке. Видимо, любовь ко второй родине оказалась сильнее честолюбия. После возвращения Кислинг окончательно обосновался с женой и детьми в собственном доме в городке Санари-сюр-Мер. Здесь художник прожил до самой своей смерти в 1953 году, а улица, на которой он жил, с тех пор носит его имя.

Автор: Евгения Сидельникова
Перейти к биографии