Медаль Б. Фёдорова "Участнику Третьей Республиканской художественной выставки "Советская Россия", посвящённой 50-летию Великого Октября. Москва. 1967 год. На выставке экспонировалась картина Бориса Фёдоровича Фёдорова "За власть Советов". 1967 г., холст, масло, 290 х 440 см.
1) О дате поступления Б. Фёдорова в Институт им. И. Е. Репина. Википедия и многие другие сайты, к сожалению, ошибочно указывают год поступления Б. Фёдорова в Институт им. И.Е Репина. Написано : "После демобилизации в 1945 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина". Этот неправильно. Борис Фёдоров поступил в Институт в 1941 году, то есть до начала Великой Отечественной войны, о чём свидетельствует документ "Диплом. № 126 444" 1951 года и это является общеизвестным фактом.
2) Сведения о первоначальном художественном образовании. Борис Фёдорович Фёдоров в 1941 году поступил и в 1951 году закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е Репина Академии художеств СССР, факультет живописи по мастерской народного художника РСФСР, действительного члена АХ СССР М.И. Авилова и в 1956 году творческую мастерскую под руководством Народного художника СССР, Академика АХ СССР, вице-президента Академии художеств СССР Б.В. Иогансона. Первоначальное художественное образование Б.Ф. Фёдоров получил в кружке Ленинградского "ИЗОРАМа" (Изомастерские рабочей молодёжи), затем с 1936 по 1937 год занимался в 1-м Ленинградском художественном училище на Набережной реки Мойки, д. 122, а после художественного училища - с 1937 по 1941 год Б. Фёдоров учился в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств, располагавшейся в то время в здании Академии художеств.
3) Правда и вымысел. Картина Бориса Фёдорова "Утро танкистов" (1954 г., Харьковский художественный музей) экспонировалась на крупнейших выставках Москвы и Ленинграда, получила всеобщее признание общественности и высокую оценку критиков, искусствоведов, выдающихся деятелей искусства, многочисленные публикации и успех в прессе.
С 2016 года на многих сайтах в сети Интернет распространилась вымышленная и недостоверная информация о картине, не подтверждённая ни одним документальным источником. Грубейшей ошибкой, абсолютным вымыслом и фейком являются слова : "Утро..." вызвало разноречивые толки. Художника обвиняли в "дегероизации войны", в "приземлённости образов", в "уходе в быт", сегодня ему ставят в вину "идеализацию войны", "лакировку действительности". Такого нелепого и абсурдного "набора слов" и ничего подобного не было и не могло быть, потому, что ситуация была прямо противоположная - "Утро танкистов" имела большой успех и никогда не подвергалась критике. О картине писали восторженные отзывы : Борис Иогансон, Владимир Серов, Иосиф Серебряный, Анатолий Рощин, Леонид Зингер и многие другие высокопрофессиональные отечественные и зарубежные критики, искусствоведы, журналисты, поэты, писатели и художники, что подтверждено подлинными публикациями, хранящимися в государственных (РГАЛИ, ЦГАЛИ) и семейном архивах. Публикации и репродуцирование картины "Утро танкистов" в различных изданиях, как и многих других работ Б. Фёдорова проходили на государственном уровне многотысячными тиражами, что говорило о статусе художника и его признании. С картины, также создавались копии другими художниками для клубов, дворцов культуры и других целей. Успех картины "Утро танкистов" всегда являлся общеизвестным фактом и подтверждался не только публикациями, документальными материалами, но и очевидцами событий, участниками выставок.
Данный сайт на "Артхиве" с правильной и точной информацией о Борисе Фёдорове опубликован лишь в 2022 году, когда фейки, к сожалению, уже распространились в Интернете.
4) Список выставок. Википедия и другие сайты дают информацию только о 4-х выставках Бориса Фёдорова. Полный список выставок, на которых экспонировались произведения Б. Фёдорова составляет более 50 наименований.
5) О библиографии. Полный список публикаций о творчестве Бориса Фёдорова (библиография) составляет более 155 наименований книг, каталогов, журналов, газет и других печатных изданий, включая репродуцирование произведений. Википедия предоставляет только 23 публикации (Источники).
6) О выставках. В Википедии и на многих других сайтах написано : "Участвовал в выставках с 1951 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров Ленинграда". Это неверно. Борис Фёдоров - участник многих Всесоюзных и Республиканских выставок, а значит экспонировал свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров не только "Ленинграда", но и Москвы, Риги, Киева, Таллина, Вильнюса, Тбилиси, Баку, Кишинёва, Алма-Аты, Ташкента, Уфы и других столиц и городов всего Советского Союза, что отражено в альбомах и каталогах того времени. Всесоюзные выставки были крупнейшими событиями в культурной жизни нашей страны и проходили в Москве в Государственной Третьяковской Галерее и Центральном выставочном зале "Манеж". В Ленинграде также проходили "Республиканские", "Зональные", "юбилейные", "весенние", "осенние" и другие выставки, участником которых был Борис Фёдоров.
7) На картине - не автопортрет. На многих сайтах в сети Интернет есть строки: "Автопортрет художника-фронтовика нашёлся на его самой знаменитой картине "Утро танкистов", а также другие слова: "Да вот же он ! Боец в центре, застёгивающий воротничок гимнастёрки" или "На картине художник изобразил себя" и т. д. Абсолютно неверная и придуманная информация, потому, что на картине изображён собирательный образ других натурщиков, художников и друзей Бориса Фёдорова. Это легко определить - Б. Фёдоров был блондин, похожий на артиста Сергея Столярова, а на картине совершенно другой типаж - брюнет, с широким, скуластым лицом. Это известно из рассказов самого Б.Ф. Фёдорова и подтверждается фотографиями процесса работы с натурщиками.
8) Участие в выставках. Абсурдными и нелепыми выглядят строчки в Интернете: "во Всесоюзных выставках не участвовал...", "автопортретов не писал". Это абсолютно неправильно. Борис Фёдоров - активный и успешный участник крупнейших Всесоюзных, Всероссийских, Республиканских и других выставок, проходивших в Государственной Третьяковской галерее и Центральном выставочном зале "Манеж" в Москве, что отражено в многочисленных каталогах, альбомах и других печатных изданиях.
Борисом Фёдоровым создано несколько автопортретов в технике живописи и графики.
------------------------------------------------------------------------------
Публикации о творчестве ленинградского художника Бориса Фёдоровича Фёдорова в книгах, альбомах, журналах, газетах, каталогах, почтовых открытках, отдельных репродукциях, календарях и других изданиях создавались на государственном уровне в Москве, Ленинграде и других городах и были написаны не по заказу (то есть не за деньги), не по дружбе или знакомству, а имели независимое мнение критиков, искусствоведов, журналистов, писателей, поэтов и художников, что имеет особую ценность для читателей, знатоков и любителей искусства.
Фёдоров Фёдор Борисович
Член Союза Художников России с 1992 года
Живописец, график, педагог.
------------------------------------------------------------------------------
1) О дате поступления Б. Фёдорова в Институт им. И. Е. Репина. Википедия и многие другие сайты, к сожалению, ошибочно указывают год поступления Б. Фёдорова в Институт им. И.Е Репина. Написано : "После демобилизации в 1945 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина". Этот неправильно. Борис Фёдоров поступил в Институт в 1941 году, то есть до начала Великой Отечественной войны, о чём свидетельствует документ "Диплом. № 126 444" 1951 года и это является общеизвестным фактом.
2) Сведения о первоначальном художественном образовании. Борис Фёдорович Фёдоров в 1941 году поступил и в 1951 году закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е Репина Академии художеств СССР, факультет живописи по мастерской народного художника РСФСР, действительного члена АХ СССР М.И. Авилова и в 1956 году творческую мастерскую под руководством Народного художника СССР, Академика АХ СССР, вице-президента Академии художеств СССР Б.В. Иогансона. Первоначальное художественное образование Б.Ф. Фёдоров получил в кружке Ленинградского "ИЗОРАМа" (Изомастерские рабочей молодёжи), затем с 1936 по 1937 год занимался в 1-м Ленинградском художественном училище на Набережной реки Мойки, д. 122, а после художественного училища - с 1937 по 1941 год Б. Фёдоров учился в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств, располагавшейся в то время в здании Академии художеств.
3) Правда и вымысел. Картина Бориса Фёдорова "Утро танкистов" (1954 г., Харьковский художественный музей) экспонировалась на крупнейших выставках Москвы и Ленинграда, получила всеобщее признание общественности и высокую оценку критиков, искусствоведов, выдающихся деятелей искусства, многочисленные публикации и успех в прессе.
С 2016 года на многих сайтах в сети Интернет распространилась вымышленная и недостоверная информация о картине, не подтверждённая ни одним документальным источником. Грубейшей ошибкой, абсолютным вымыслом и фейком являются слова : "Утро..." вызвало разноречивые толки. Художника обвиняли в "дегероизации войны", в "приземлённости образов", в "уходе в быт", сегодня ему ставят в вину "идеализацию войны", "лакировку действительности". Такого нелепого и абсурдного "набора слов" и ничего подобного не было и не могло быть, потому, что ситуация была прямо противоположная - "Утро танкистов" имела большой успех и никогда не подвергалась критике. О картине писали восторженные отзывы : Борис Иогансон, Владимир Серов, Иосиф Серебряный, Анатолий Рощин, Леонид Зингер и многие другие высокопрофессиональные отечественные и зарубежные критики, искусствоведы, журналисты, поэты, писатели и художники, что подтверждено подлинными публикациями, хранящимися в государственных (РГАЛИ, ЦГАЛИ) и семейном архивах. Публикации и репродуцирование картины "Утро танкистов" в различных изданиях, как и многих других работ Б. Фёдорова проходили на государственном уровне многотысячными тиражами, что говорило о статусе художника и его признании. С картины, также создавались копии другими художниками для клубов, дворцов культуры и других целей. Успех картины "Утро танкистов" всегда являлся общеизвестным фактом и подтверждался не только публикациями, документальными материалами, но и очевидцами событий, участниками выставок.
Данный сайт на "Артхиве" с правильной и точной информацией о Борисе Фёдорове опубликован лишь в 2022 году, когда фейки, к сожалению, уже распространились в Интернете.
4) Список выставок. Википедия и другие сайты дают информацию только о 4-х выставках Бориса Фёдорова. Полный список выставок, на которых экспонировались произведения Б. Фёдорова составляет более 50 наименований.
5) О библиографии. Полный список публикаций о творчестве Бориса Фёдорова (библиография) составляет более 155 наименований книг, каталогов, журналов, газет и других печатных изданий, включая репродуцирование произведений. Википедия предоставляет только 23 публикации (Источники).
6) О выставках. В Википедии и на многих других сайтах написано : "Участвовал в выставках с 1951 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров Ленинграда". Это неверно. Борис Фёдоров - участник многих Всесоюзных и Республиканских выставок, а значит экспонировал свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров не только "Ленинграда", но и Москвы, Риги, Киева, Таллина, Вильнюса, Тбилиси, Баку, Кишинёва, Алма-Аты, Ташкента, Уфы и других столиц и городов всего Советского Союза, что отражено в альбомах и каталогах того времени. Всесоюзные выставки были крупнейшими событиями в культурной жизни нашей страны и проходили в Москве в Государственной Третьяковской Галерее и Центральном выставочном зале "Манеж". В Ленинграде также проходили "Республиканские", "Зональные", "юбилейные", "весенние", "осенние" и другие выставки, участником которых был Борис Фёдоров.
7) На картине - не автопортрет. На многих сайтах в сети Интернет есть строки: "Автопортрет художника-фронтовика нашёлся на его самой знаменитой картине "Утро танкистов", а также другие слова: "Да вот же он ! Боец в центре, застёгивающий воротничок гимнастёрки" или "На картине художник изобразил себя" и т. д. Абсолютно неверная и придуманная информация, потому, что на картине изображён собирательный образ других натурщиков, художников и друзей Бориса Фёдорова. Это легко определить - Б. Фёдоров был блондин, похожий на артиста Сергея Столярова, а на картине совершенно другой типаж - брюнет, с широким, скуластым лицом. Это известно из рассказов самого Б.Ф. Фёдорова и подтверждается фотографиями процесса работы с натурщиками.
8) Участие в выставках. Абсурдными и нелепыми выглядят строчки в Интернете: "во Всесоюзных выставках не участвовал...", "автопортретов не писал". Это абсолютно неправильно. Борис Фёдоров - активный и успешный участник крупнейших Всесоюзных, Всероссийских, Республиканских и других выставок, проходивших в Государственной Третьяковской галерее и Центральном выставочном зале "Манеж" в Москве, что отражено в многочисленных каталогах, альбомах и других печатных изданиях.
Борисом Фёдоровым создано несколько автопортретов в технике живописи и графики.
------------------------------------------------------------------------------
Фёдоров Фёдор Борисович
Член Союза Художников России с 1992 года
Живописец, график, педагог.