войти
опубликовать

Александр
Иванович Морозов

Россия • 1902−1997

Биография и информация

Родился я в 1902 г. в деревне Вотола. Отец мой, Иван Кузьмич, был замкнутым человеком. Он работал в Иванове на фабрике Гандурина рабочим и лишь по воскресеньям приезжал домой. Мать, Меланья Ивановна, была безграмотной женщиной. В семье было 6 детей. Все мое детство прошло среди замечательной русской природы. Под впечатлением этой природы у меня появилось желание рисовать...

При переезде в Иваново... вскоре умирает отец. Меня, брата и сестру определяют в приют для бедных. Этот приют содержал фабрикант А.И. Гарелин. Руководителям нравилось, как я рисую, и было принято решение устроить меня в рисовальную школу, филиал барона Штиглица. Никогда не забуду, какое было внимательное отношение преподавателей к учащимся этой школы... Только они, со своим индивидуальным подходом, воспитали во мне сильную любовь к искусству и преподали основы мастерства, понимание колорита, привили настойчивость к работе. Я лично жалел об окончании каждого учебного дня и вставал чуть свет, готовясь к любимым занятиям. В школе учился 3 года.

В 1922 г. в Иваново-Вознесенский губком комсомола пришла разверстка на учебу в Москву. Я согласился ехать и поступать на Московский рабфак искусств. Дома это встретили нежелательно. Мать и все родные были против... А я все же решил ехать.

Учеба шла туго. Такая была тоска, не знал, куда деться. Однажды, выйдя из здания Рабфака, вечером, увидел в освещенном окне танцующих девушек под руководством молодой женщины. Оказалось, что часть помещения арендовала студия искусства движения при Моспрофобре под руководством В.И. Цветаевой (старшей дочери И.В. Цветаева, создателя Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).Так я стал заниматься балетом.

В 1926 г. я закончил Рабфак и был переведен на основное отделение ВХУТЕМАСа. На основном отделении по живописи был К.Н. Истомин. Он относился к моим работам внимательно... Как-то сказал о моем натюрморте: «У вас тарелка очень вертится, нужно ее приостановить. А так ничего»...

На втором курсе был по живописи у т. Древина. Он говорил мне: «Вы не понимаете живописи. Ужасно, что вы делаете...» Обращаясь к студентам, говорил обо мне - бездарность.

На третьем курсе я был у Ильи Ивановича Машкова. Он был художником нашего времени. Его мощная реалистическая живопись вошла в наш золотой фонд.

На четвертом курсе преподавал Д.П. Штеренберг. Он позволял писать, как мне хотелось, свободно. Он был доброжелателен и тактичен.

Окончил институт в 1930 г. из общежития выселили. Пришлось искать ночлег. Сразу найти не мог. Ночевал, где придется. Иногда садился в ночной пригородный поезд и коротал в нем ночь, а под утро возвращался в Москву.

Наконец от Союза художников на двоих получили комнату в деревянном одноэтажном доме на Масловке.

И все же все эти годы я работал. В 1935 г. была организована моя персональная выставка на Масловке. И.И. Бродский с этой выставки приобрел в музей молодых дарований в г. Бердянске три работы.

Весной и летом 1936 г. я жил и работал под Серпуховым в деревне Перхурово. Писал старые избы и мощные деревья, деревенские просторы. Пейзажи этого года мне кажется более оптимистичны. Они монументальны.

Осенью этого года я выехал на Волгу, начав тем самым новый этап в своей художественной жизни. Три года подряд выезжал я на Волгу в летние, осенние месяцы, в дни ранней весны. Писал баржи, их темную, обветренную, тысячу раз обмытую дождями обшивку, их тяжелую грузную массу. Эти поездки на Волгу в 1936-38 гг. полностью поглотили мои творческие интересы.

«Я много писал пейзажей за лето акварелью в размер стандартного листа. Вековые липовые аллеи с дорожками и могучими дубами. Пруды с затянутой ряской. Все это в парке Тимирязевской академии и не так далеко от моего дома. Ряд пейзажей написано на территории стадиона «Динамо». Сентябрь месяц думаю поработать в самом городе».

Из письма Морозова В.И. Цветаевой. 31.08.1959 г.

«Еще с осени у меня была мечта написать первый снег. Я такое время люблю больше всего».

Из письма Морозова В.И. Цветаевой. 1957 г.

«С великой радостью поставила бы в помещение выставки твоей целый сноп темно-розовых и синих цветов... Рада за твой успех, честный художник, неутомимый упрямый маэстро».

Из письма В.И. Цветаевой Морозову. 1963 г.

«Картины Морозова убеждают, в них проглядывает преданность искусству, профессиональная зрелость и талант». (С. Герасимов)

«У него трепетное восприятие мира, живая, очень индивидуальная свежесть впечатлений, вкус к живой натуре. У него есть свой взгляд на природу, свое самобытное отношение к ней. Образы родного пейзажа, передаваемые пейзажистом художественно убедительны». (М.С. Сарьян, г-та «Советское искусство»)

«Он внес в нашу пейзажную живопись свой индивидуальный и неповторимый стиль, в котором экспрессивная живописная форма сочеталась со строгим конструктивным построением...

С детских лет Морозов сохранил некую привязанность к самым незатейливым, простым и скромным пейзажам малых речек и заболоченных мест, сохранил любовь к изображению торжественной лесной тишины, в которой чувствуется зачарованное удивление маленького мальчика перед огромностью и высотой лесных гигантов...» (В.И. Костин)

Однако несмотря на несомненные мои успехи, на интерес, который проявляли к моему творчеству многие зрители и отдельные мастера старшего поколения, а также некоторые критики и молодые художники, я все же не получил широкого признания и объективной оценки со стороны общей печати, официальных художественных учреждений изобразительного искусства и руководителей художественных организаций.

«Деньги меня не прельщают, я одинок и скромен в жизни, а хочу, чтобы большая часть моих работ была сосредоточена и выставлена в отдельном зале художественного музея моего родного города, чтобы в памяти людей бывший ивановский мальчишка-рабочий, которому Советская власть дала путевку в мир Искусства, оправдал надежды тех, кто послал его учиться, ... а мои работы принесли радость жителям г. Иваново».

Из письма А.И. Морозова Секретарю Ивановского ОК КПСС В. Клюеву. 1974 г.

«Я, Морозов Александр Иванович, проживающий в г. Москве настоящим завещанием делаю следующее распоряжение:

-все мое имущество, какое ко дню моей смерти окажется мне принадлежащим, в чем бы таковое не заключалось и где бы оно не находилось, я завещаю Ивановскому областному Художественному Музею.»

(Из завещания А.И. Морозова.)