Регистрация
Владимир Лукич Боровиковский
Россия 1757−1825
Подписаться22             
Подписаться22             
Биография и информация
 
В судьбе Владимира Боровиковского переплелись яркие сюжеты — кажется, их хватило бы на несколько судеб. Природный, от семьи унаследованный дар и внезапная удача, позволившая ему раскрыться в полной мере. Украинский щедрый Миргород и строгая северная Пальмира, ставшая новой родиной. Талант-самородок и высокопоставленные покровители, отсутствие академического образования и обучение у лучших мастеров, расцвет и благосклонность публики, уход из иконописи в портретный жанр, а оттуда — в мистицизм, слава и вскоре последовавшее за ней забвение. Скромный иконописец, художник при дворе, писавший императрицу, мистик… Это все о нем.

Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 года в Миргороде, который через несколько десятилетий прославит другой знаменитый его соотечественник Николай Гоголь. Одни исследователи полагают, что род Боровиковских — простой казачий, другие называют их мелкопоместными шляхтичами. В одном сходятся эксперты — и отец будущего художника Лука Боровик, и его старшие братья Василий и Иван расписывали иконы в окрестных храмах. Владимир после прохождения воинской службы тоже занялся церковной живописью. Его ранние работы классифицируют как примеры украинского барокко.

Улыбкой судьбы для Боровиковского стало путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Художник был близко знаком с губернским предводителем дворянства Василием Капнистом и по его поручению расписал два панно для путевого дворца, в которых императрица останавливалась в Миргороде. Одно из них изображало Екатерину II, разъясняющую свой Наказ греческим мудрецам. На втором аллегорично был изображен Петр I в роли пахаря, а Екатерина II выступала сеятельницей. Картины приглянулись высочайшей особе, императрица изъявила желание увидеть их автора. Поговорив с Боровиковским, она настоятельно рекомендовала ему ехать в Петербург и поступать в Академию художеств. А императрицу ослушаться — не дело…

В 1788 году Владимир Боровиковский навсегда покинул Украину и уехал в Петербург.
По причине уже не юного возраста — ему на тот момент исполнился 31 год — в Академию художеств путь оказался закрыт. С 1792 года он брал индивидуальные уроки у известного австрийского профессора портретной живописи, мастера парадного портрета Иоганна Баптиста Лампи. Еще одним его негласным учителем был знаменитый портретист, академик Императорской Академии художеств Дмитрий Левицкий.

Благодаря протекции вращавшихся в высших кругах друзей Боровиковский в 1794 году написал государыню. Портрет получился необычайно камерным и лирическим. На нем изображена Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Позднее в этом парке Пушкин устроит встречу Маши с императрицей в «Капитанской дочке», причем государыня предстанет именно такой, какой ее изобразил художник — несколько «домашней», снисходительной, величественно-покровительственной. В следующем году Боровиковский был удостоен звания академика.

В 1798 году Лампи вернулся в Вену, оставив свою мастерскую В Петербурге на Миллионной улице Боровиковскому. В ней художник и жил до конца своих дней.

Расцвет славы Боровиковского был недолог, но ярок. В 1802 году он назначен советником Академии Художеств. Владимир Боровиковский не был придворным художником как таковым, но при этом успешно вращался в придворных кругах и был востребован. Да что там, он был по-настоящему знаменит и моден. Круг моделей Боровиковского впечатляет: он писал великих княжон, дочерей Павла, Марию Фёдоровну, самого императора Павла I. Естественно, вслед за членами императорской фамилии позировать Боровиковскому поспешили придворные высокопоставленные особы, среди которых Лопухины, Гагарины, Куракины. Вот он, пик славы, все желают, чтобы их написал именно Боровиковский!

Живописец блистательно проявил себя в самых разных формах портрета. В его наследии мы встречаем и камерные, интимные работы, и миниатюры, и парадные, монументальные портреты. Причем очевидно, что это уже не полотна сентиментализма, портреты Боровиковского явно написаны в период смены эпох. В них чувствуется отпечаток зрелого классицизма, ампира.

При дворе особенно ценили парадные портреты. И в этой сфере Боровиковский безусловно преуспел: он писал таких государственных мужей как дипломат Александр Куракин, тайный советник Дмитрий Трощинский, тюркский принц Муртаза Кули-Хан. Кстати, о житейском. За самый первый портрет Куракина художник получил 700 рублей. Для сравнения, профессорское жалование в те годы составляло 2000 рублей в год.

Не меньше ценились камерные, интимные женские портреты кисти Боровиковского. Это, конечно, в первую очередь знаменитый портрет Марии Лопухиной, а также изображения Елены Нарышкиной, Екатерины Арсеньевой, Ольги Филипповой, через которые художнику удалось удивительно тонко передать неуловимые, трепетные движения душевной жизни женщины. Женские интимные портреты объединяет нежное поэтическое чувство, отношение к женщине, как к Музе.

В 1802 году художника привлекли к оформлению Казанского собора в Петербурге. Эта работа продолжалась до 1811 года. К сожалению, придворные интриги привели к тому, что при награждении Боровиковский оказался оттеснен даже не на второй, а на третий план. Все, что он получил за многолетнюю работу — это бриллиантовый перстень.

Это было начало конца. Успех покинул Боровиковского. Художник сохранил блестящее мастерство и легкость руки, но публика уже увлеклась новыми именами, наступал период расцвета славы Ореста Кипренского. Боровиковский отошел от двора, жил в уединении, разочаровался в портретной живописи и более не писал портреты.

Боровиковский так и не создал семью. В письмах родным в Украину он сообщал: «Вся моя семья — это кухарка и ученики». Ученики проживали в его квартире на Миллионной. Одним из учеников был художник Алексей Венецианов.

Живописец пытался отыскать отраду в мистицизме, увлекшись течением Екатерины Татариновой «Союз братства». А по некоторым данным — увлекшись в первую очередь ею самой. В 1819 году художник вступил в «Союз». Известно, что он безвозмездно написал для Татариновой множество картин на религиозную тему. Поначалу Боровиковский чувствовал вдохновение, ему казалось, что он отыскал свое место. Однако довольно скоро посещение общества перестало приносить ему радость. «Одно высокомерие, гордость и презрение», — с горечью констатировал живописец. Пытаясь преодолеть душевный разлад, художник пристрастился к алкоголю.

Состояния Боровиковский не скопил. Даже в те годы, когда деньги к нему шли легко, столь же легко он их раздавал. Он регулярно отправлял посылки родственникам в Миргород, а каждую субботу раздавал щедрую милостыню целой толпе бедных, которые собирались у его квартиры. После смерти у художника нашли четыре тысячи рублей. Это половина суммы, которая в лучшие годы была заплачена ему за один только портрет экзарха Антония.

Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
Анжелика Сомик
Victoria Chirikova
Сергей Оболенский
+8

Лента
Многие искусствоведы сходятся во мнении, что «Портрет Марии Лопухиной» – вершина сентиментализма в русской живописи.

Картина Владимира Лукича Боровиковского представляет собой пример удивительной согласованности человека и природы. Кажется, что природа – часть души женщины, а она сама – частица мира. Голубые васильки перекликаются с цветом пояса на платье, свежий румянец на щеках молодой женщины служит антитезой увядающим розам, небрежно свисающая рука гармонирует со склоненным колосьям. Все эти повторы, противопоставления и ритмические соединения образуют единое целое. Портрет и пейзажный фон плавно перетекают друг в друга.

Новаторство Владимира Лукича Боровиковского

С этой картины Владимира Лукича Боровиковского начался новый этап в русской портретной живописи. Впервые мы видим, как элементы пейзажа, а не предметы интерьера подчеркивают и оттеняют изображенный образ, делая упор не на социальную значимость или статус героини и даже не на ее внешность как таковую, а на интимные стороны характера, глубокие движения души изображенной женщины.

В этом, безусловно, можно уловить влияние английского сентиментализма. В первую очередь на Владимира Лукича Боровиковского повлияли картины Ангелики Кауфман. Немецкая художница обучалась живописи в Англии и была весьма популярна в эти годы в России. У нее В. Л. Боровиковский и перенял манеру использования пейзажных мотивов в портрете. Екатерина II приобрела некоторые картины Кауфман, написанные по мотивам «Сентиментального путешествия» Лоренса Стерна. Например, «Безумная Мария» и сейчас хранится в Эрмитаже.

Мистика «Портрета Марии Лопухиной»

Образ увядающих роз на картине трактуют как символ скоротечности женской красоты. В случае с Лопухиной этот символизм проявился буквально.

Мария происходит из дворянского рода, она старший ребенок в семье (еще было четыре сестры и два брата). Отец семейства Иван Андреевич Толстой увлекался мистицизмом и числился магистром масонской ложи, что внесет в будущем существенную лепту в слухи о портрете Владимира Лукича Боровиковского. Мария Лопухина, кстати, состоит в отдаленном родстве со Львом Толстым – знаменитый писатель приходится ей двоюродным племянником.

Марию, 18-летнюю девушку, по родительскому сговору, как чаще всего происходило в те годы, выдали замуж за Степана Лопухина, действительного камергера при дворе Павла I. Супруг был на 10 лет старше. Портрет, написанный Владимиром Лукичом Боровиковским, стал его первым подарком молодой жене.

Заключаемый родителями брак далеко не всегда мог обеспечить семейное счастье. Марии Лопухиной – не обеспечил, и даже портрету не суждено было стать счастливым талисманом. Настоящей близости с мужем у Марии не сложилось, а возрасте 23-х лет она умерла от неизлечимой на тот момент чахотки. И хотя позднее поэт Яков Полонский напишет о картине и ее героине: «Но красоту ее Боровиковский спас», – в те годы с ним бы вряд ли согласились. Ведь по Москве прокатился зловещий слух о том, что виновен в смерти Лопухиной… портрет!

Суеверие гласило, что если молодая девушка посмотрит на картину вблизи, то непременно в ближайшее время умрет. По некоторым данным, портрету приписывали гибель десяти барышень на выданье. Страшным шепотом горожане пересказывали друг другу слухи: дескать, отец Марии завлек в картину дух умершей дочери, и теперь он похищает жизни молодых женщин, которые осмелятся приблизиться к портрету.

Племянница Марии Лопухиной Прасковья Толстая не испугалась этих рассказов и забрала картину к себе. Позднее она вышла замуж за московского губернатора Перфильева. Павел Третьяков увидел картину у них в доме, пожелал ее приобрести для своей галереи, и ему это удалось.

Автор: Алена Эсаулова
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Владимир Боровиковский – известный русский портретист украинского происхождения, живший в XVIII веке. Самыми знаменитыми его полотнами считаются портреты молодых девушек, и «Портрет Арсеньевой» относится именно к таким работам. Портрет написан в 1796 году и причисляется к стилю рококо.

С холста на нас задорно глядит девушка подросткового возраста. Глаза ее светятся весельем и легкостью, которая присуща именно молодым девушкам, а легкий раскосый разрез глаз только подчеркивает это ощущение беззаботности. Голова немного приподнята, личико персонажа картины имеет мягкие черты. Уголки губ замерли в легкой полуулыбке, что говорит нам о жизнерадостности, присущей характеру юной Екатерины Арсеньевой.

На портрете Арсеньева одета в самое модное на тот момент платье, с лентой под грудью и драгоценными украшениями на рукавах. На правом запястье также сияет тройная жемчужная нить. Украшения на картине Боровиковского «Портрет Арсеньевой» изображены в легкой манере, без лишней детализации. На легких кудряшках девушки сидит шляпка из соломы, которая похожа по форме на перевернутую корзинку, а украшает головной убор пучок из колосьев, еще больше подчеркивающий пасторальность картины.

В целом «Портрет Арсеньевой» отличает удивительное мастерство живописца. Восхитительная игра красок в выгодном свете показывает нам пока еще совсем юное личико с кокетливой улыбкой. Все цвета на картине Владимира Боровиковского «Портрет Арсеньевой» будто немного смыты, покрыты дымкой, которая размывает контуры и придает чертам подвижность и легкость. Поэтому в картине нет статичности в слишком вычурной позе, вся композиция выглядит таким образом, будто Боровиковский зарисовал момент прогулки Арсеньевой по лесу (позади нее виднеются зеленые деревья), а не попросил ее позировать. В руке девушка держит яблоко – символ Афродиты.

Приятное, нежное личико Екатерины, ее светлые одежды, незатейливый образ пастушки – картина производит очень приятное впечатление. Художник при помощи пастельной гаммы красок и легких мазков смог мастерски передать ощущение юной, кокетливой беспечности, тот самый возраст, когда девушка еще не женщина, но уже и не девочка.

Екатерина Арсеньева была старшей дочерью Н.Д. Арсеньева, генерал-майора, участвовавшего в штурме Измаила. Екатерина получила образование в Воспитательном обществе благородных девиц в Смольном монастыре и была фрейлиной императрицы Марии Федоровны.

На сегодняшний день картина Боровиковского «Портрет Арсеньевой» хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге – именно там ее можно увидеть вживую.
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет В.И. Арсеньевой
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 67 работ
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет князя Александра Борисовича Куракина
0
Портрет князя Александра Борисовича Куракина
1801, 175×259 см
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной
7
Портрет М. И. Лопухиной
1797, 53.5×72 см
Владимир Лукич Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке с Чесменской колонной на заднем фоне
3
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке с Чесменской колонной на заднем фоне
1794, 66×94.5 см
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Ардалиона Петровича Новосильцева
0
Портрет Ардалиона Петровича Новосильцева
1807, 60.3×73 см
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Г. Р. Державина
0
Портрет Г. Р. Державина
1811
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Екатерины Александровны Архаровой
0
Портрет Екатерины Александровны Архаровой
1820, 61×76 см
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет поэта Гавриила Романовича Державина
0
Портрет поэта Гавриила Романовича Державина
1795, 23×28 см
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой
0
Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой
1790, 56×71 см
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Павла I в белом далматике
0
Портрет Павла I в белом далматике
1799, 33×49 см
Посмотреть все 67 работ художника
HELP