Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве
Александр Александрович Дейнека
Россия 1899−1969
Подписаться65             
Подписаться65             
Биография и информация
 
Александр Александрович Дейнека (8 (20) мая 1899, Курск — 12 июня 1969, Москва) — художник, известный в первую очередь как создатель цикла работ о счастливых советских людях, занимающихся спортом и радостно трудящихся на фабриках, заводах и в шахтах. Но Дейнека не так прост. Ведь ко всему этом он еще и художник, которого в нынешнем XXI веке называют остросовременным модернистом.
Особенности творчества художника Александра Дейнеки: плакатность, монументальность; синтез жанров (плакат, графика, станковые картины, монументальные росписи), иногда в одном произведении; радостное, оптимистическое изображение советской действительности; увлеченность темой спорта, изображение крепких, спортивных советских людей, соревнований, эстафет; выражение силы, энергии, мощи в любом произведении; асексуальность моделей, отсутствие индивидуальности изображаемых, типизация.
Известные картины Александра Дейнеки: «Сбитый ас», «Будущие лётчики», «Оборона Севастополя».

Чаще всего об Александре Дейнеке говорят как о создателе образа «счастливого советского человека». Между тем, это далеко не весь Дейнека. Нет-нет, мы не запишем его в диссиденты, им Дейнека не был. А кем был, так это лидером. Ему жизненно необходимы были масштаб, пространство, признание. Такое явление как «писать в стол» для него не существовало. Дейнека непременно желал быть успешным, а создавать что-то ради самого процесса — это не о нем. Он искренне верил в советский строй, горячо принял революцию, был уверен в счастье всех этих спортивных мужчин и женщин, бегающих в эстафетах, спускающихся в шахты, тянущих доверху груженные телеги, строящих самолеты и летающих на них.

Биография Александра Дейнеки: детство и юность

Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он — лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать — обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии.

Прекрасно понимая, что образования ему не хватает, с радостью принял направление из армии во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), где обучался у Игнатия Нивинского и Владимира Фаворского. Тогда же познакомился с Маяковским, которым давно восхищался. Иногда Дейнеку называют «Маяковским в живописи». Он признавал, что лаконизму и четкости научился именно у поэта и утверждал, что «композиция — это очищение сюжета от всего лишнего».

Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу — обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» — тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?

Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (1, 2). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался…

Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки

Составляющие благополучия для Дейнеки выглядели так: масштаб, успех, большие картины. 30-е годы в этом смысле оказались удачными. Он наконец получил возможность развернуться в пространственном отношении: оформил фабрику-кухню в Филях, позже создал декоративное панно для Театра Красной Армии, оформил станцию метрополитена «Маяковская». На это десятилетие пришлись поездки на Донбасс и в Крым, и заграничное турне по Европе и США, из которого он привез великолепные рисунки, эскизы и картины. Кстати, далеко не все из них проникнуты духом разоблачения «загнивающей буржуазии». Привез он из поездки изысканных парижанок (1, 3), великолепных римских монахов, прекрасные пейзажи.

У художника Александра Дейнеки было всё, чем могла обласкать советская власть, при этом его ценили и за границей: в 1937 году он получил золотую медаль Парижской всемирной выставки, через два года за мозаики для станции «Маяковская» взял Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке.

Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки

Страшное время Второй мировой войны открыло новую грань таланта художника Дейнеки. В картинах военной Москвы он выступает как лирик, с щемящей горечью показывая терпящие бедствие города. И, конечно, пишет легендарную «Оборону Севастополя» — эпическое полотно.

Послевоенные годы стали для Дейнеки тяжелым периодом. Атмосфера сгущается, упреки в модернизме и «непонимании задач партии» вдохновения тоже не придают. Встречаются среди его работ этого периода те, которыми он явно спешил доказать свою благонадежность. Впрочем, до опалы дело не дошло, в целом биография Дейнеки шла по благополучному сценарию, но, к примеру, с должностью главы Московского института декоративного и прикладного искусства расстаться пришлось.

Другой Дейнека

Другой Дейнека мало изучен, но он вне всяких сомнений есть. Художник Дейнека — это не «про политику», это, в первую очередь, мощный заряд энергии, это сила, торжество жизни. Его спортивные, подтянутые, как на подбор, крепкие юноши и девушки заставляют вспомнить античных героев, Древнюю Грецию с ее культом тела. На картинах Александра Дейнеки это тело не аристократическое, а пролетарское, не изнеженное, а закаленное в труде. Но, как у эллинов, — бессмертное. Вот только бессмертие героев Дейнеки особого рода. Ему в вину нередко ставят отсутствие индивидуальности у его «счастливых советских». Действительно, на большинстве картин эти спортсменки-комсомолки-красавицы, как и трудящиеся или состязающиеся мужчины рядом с ними, лишены индивидуальных черт. Замечание во многом справедливое (хотя есть и исключения), но, во-первых, не будем забывать, что в Стране Советов роль личности сводили к «винтику и шурупику», а во-вторых, здесь и таится разгадка бессмертия героев Дейнеки. Оно — не в бесконечном увеличении отдельной человеческой жизни и уж тем более не в божественном происхождении персонажей, а именно во взаимозаменяемости этих сильных, здоровых, крепких тел. Некоторые современные искусствоведы (например, Наталья Александрова) считают, что творчество Дейнеки стоит определять как модернизм, искусство глубоко личностное, направленное от человека к человеку. «Другой Дейнека» писал лирические пейзажи (серия «Сухие листья«), не «советских социалистических» обнаженных натурщиц, богоподобных рыбачек и рисовал советские плакаты, которые хоть сейчас ставь на обложку американских журналов. Собственно, в 1936 году на обложке январского выпуска Vanity Fair красовался рисунок Дейнеки. А разве эти рисунки не украсили бы, к примеру, The New Yorker (1, 2, 3, 4)?

Он же, этот напрочь надежный советский гражданин и товарищ, в 30-е годы писал в письме жене: «Я всё вижу, я всё понимаю, а если бы не ты, — я бы пустил себе пулю в лоб». О чем это? Что именно он видел и понимал?..
Его же великий Анри Матисс называл самым талантливым из советских художников и «ушедшим вперед в своем художественном развитии». И действительно разве могли Матиссу не понравиться эти юноши? И разве не очевидна связь между ними или футболистами Дейнеки и легендарным «Танцем» Анри Матисса?

Перечисление званий и наград художника Александра Дейнеки составило бы целый реестр: там и Ленинская премия, и Герой Социалистического труда, и действительный член Академии художеств СССР и прочая, прочая. Он был любим и обласкан властью, его упрекали в модернизме, он был модернистом, он был советским художником, он был гораздо больше, чем советским художником. Сила, энергия, страсть — явления, актуальные при любом политическом строе. Наверное, именно поэтому дорога в бессмертие, которую Дейнека проложил для героев своих картин и плакатов, не прервалась вместе с породившим соцреализм общественным строем.

Автор: Алена Эсаулова

Читать дальше
Работы понравились
Евгений Малышев
тарас
+54

Лента
Александр Александрович Дейнека. Хоккеисты. Эскиз к мозаике. 1959-1960 гг.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Александр Александрович Дейнека. Дирижабль
Александр Александрович Дейнека. Обложка журнала Vanity Fair, январь 1936
Вся лента
Работы художника
всего 562 работы
Александр Александрович Дейнека. Сухие листья
2
Сухие листья
1933, 61×66 см
Александр Александрович Дейнека. Рисунок для детской книжки "Электромонтер"
1
Рисунок для детской книжки "Электромонтер"
1930, 14×18 см
Александр Александрович Дейнека. Бег
0
Бег
259×229 см
Александр Александрович Дейнека. Колхозницы
0
Колхозницы
82×63 см
Александр Александрович Дейнека. Пролетариат
2
Пролетариат
Александр Александрович Дейнека. Крестьянское восстание
0
Крестьянское восстание
100×25 см
Александр Александрович Дейнека. Перед наступлением
0
Перед наступлением
Александр Александрович Дейнека. Несостоявшееся свидание
1
Несостоявшееся свидание
35×45 см
Александр Александрович Дейнека. Портрет матери
1
Портрет матери
Посмотреть все 562 работы художника
HELP