войти
опубликовать

Дмитрий
Стахиевич Моор (Орлов)

Россия • 1883−1946

Биография и информация

1883. Родился в Новочеркаске в семье горного инженера.

1883-1897. Живет в Киеве, Харькове.

1898. Приезжает в Москву.

1902-1906. Учится в Московском университете, сначала на физико-математическом, затем на юридическом факультете.

Принял активное участие в революции 1905 г. Строил баррикады на Малой Бронной.

1906. Работал в подпольной типографии.

1909. Первая карикатура в журнале «Будильник» под псевдонимом Дор.

1909-1917. Делает киноплакаты, рисунки и карикатуры для журналов «Будильник» и газет «Русское слово», «Утро России».

1912. Вместе с группой молодых художников и литераторов (Демьян Бедный) пытался наладить издание журнала "Волынка", однако из четырех подготовленных номеров ни один не был пропущен цензурой.

Поддержал революцию 1917 г.

1918. Сотрудничает в издательстве ВЦИК. Расписывает агитпоезда. Делает праздничное оформление здания Исторического музея к празднику 1 Мая.

Участвовал в работе по оформлению первого агитпоезда.

С 1919. Карикатуры печатаются в газете «Известия», журнале «Красноармеец».

1919-1920. Создает плакаты для Политуправления Реввоенсовета.

1919-1921. Работает в «Окнах сатиры РОСТА».

С 1920 г. карикатуры и политические рисунки печатаются в газете «Правда».

1922-1932. Профессор Вхутемаса-Вхутеина - Московского института изобразительных искусств .

1923-1928. Художественный руководитель журнала «Безбожник» - «Безбожник у станка» (с 1924 года).

1931. Избирается председателем плакатной секции Государственной Академии искусств и плаканой секции МОССХа.

1931. Едингласно избирается председателем ОРРП.

1931. Избирается депутатом Моссовета

1932. Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств».

1932-1941. Работает в издательстве «Изогиз».

1933. Выполняет витраж для «Музея труда, Москва».

С 1939 г. - профессор Московского института изобразительных искусств.

1941. Делает плакаты для «Окон ТАСС».

1941-1943. Живет в Самарканде. Продолжает работать над плакатами, антивоенными рисунками, иллюстрациями.

1946. Умер в Москве.

(22.X.(3.XI).1883, Новочеркасск — 24.X.1946, Москва) — график-сатирик. М. учился в Моск. ун-те, сотрудничал еще в дорев. сатирич. журналах. Его мастерство плакатиста и карикатуриста формировалось в коллективных вып. «Окон Роста», в графике центр. печати. Нередко М. обращался к рус. нар. картинкам с их лубочной декоративностью и сатирич. текстом. Некоторые плакаты М. сопровождались стихами Демьяна Бедного. С кон. 1920-х и в 1930-е М. выступал и с книжными илл. (к «Диспуту» Г. Гейне, к сказке «Соседи» М. Е. Салтыкова-Щедрина, к роману «В огне» А. Барбюса). В годы Вел. Отеч. войны М. вновь создает плакаты-лубки (напр., «Рассказ старухи» со стихами М. Исаковского). Особое место в творчестве М. принадлежит станковой графике. К этому жанру относится сер. рисунков к С. Они выполнены на ватмане тушью и золотом, пером и кистью; это листы большого формата, натянутые на подрамники. Все характеристики построены на контрастном соотношении черного и белого, на острой динамике жестов, силуэтов, воен. арматуры. Это не книжные илл., а декоративные панно — своего рода «настенные листы». Подбор сюжетов нетрадиционен: наряду с обычными («Игорь едет в поход», «Пленение Игоря», «Плач Ярославны») художник изобразил эпизоды: «Путивль. Прощание», «А мои ти куряне», «Храбрые русичи...», «Плач матери Ростислава» и др. Необычно, что князьям Игорю и Всеволоду художник не придал внешней красоты. В сцене пленения лицо Игоря искажено гримасой боли. Среди воинов много стариков, в изображении поля боя страшен оскал мертвеца, страшны и волки. Этот образ — ужас войны. Но когда Игорь на белом коне едет по Боричеву, действие разворачивается не на черном или белом, а на золотом фоне, на котором выделяются однокупольный храм, горки, деревянная башня, Богоматерь Оранта. Художник прибегает к символике (сломанный меч, парящий орел, два солнца и т. д.) и в то же время отступает от ист. достоверности, наделяя героев-всадников то щитами с геральдич. фигурами, то вост. узорочьем одежд, сапогами на высоких каблуках. Не все изображения равноценны, они разномасштабны, но очевидно стремление графика проникнуть в героико-поэтич. мир С. и выразить его по-своему.

Воспроизведения: «Князь Игорь» // Большая сов. энциклопедия. 2-е изд. М., 1956. Т. 39, вкл. между с. 356—357; Пини. Слово. С. 100—101 («Игорь Святославич», «Битва», «Всеволод Святославич в бою», «Возвращение Игоря»); Иоффе М. Дмитрий Стахиевич Моор: 1883—1946. М.; Л., 1948 («Битва» и «Плач матери Ростислава» на вкл. между с. 36—37); «Ярославна» и «Игорь» — в наборе 12 открыток «Слово о полку Игореве» (М.: Сов. художник, 1961).

270

Лит.: Кауфман Р. Д. Моор. М., 1937; Иоффе М. Дмитрий Стахиевич Моор: 1883—1946. М.; Л., 1948.

Булахов. Энциклопедия.

О. А. Белоброва