• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Анна Ивановна Самойловских
Россия 1901−1986
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

График. Член Союза художников СССР.

(09.12.1901, г. Кунгур Перм. губ. — 1986, г. Москва).

Живописец, график. Родилась в семье сапожника. Училась в изостудии в г. Кунгуре (1921 г.) у Г. А. Мелентьева, в Казанском архитектурно-художественном техникуме (1922−1926 гг.) у П. А. Бенькова, А. Г. Платунова, К. К. Чеботарева, во ВХУТЕИНе в г. Москве (1926−1930 гг.) у Н. Н. Купреянова, А. А. Дейнеки, В. А. Фаворского, Д. С. Моора, Л. А. Бруни. Участник выставок (с 1925 г.).

Член и экспонент объединения «Октябрь» (1929 г.). В 1929—1931 гг. совершила ряд творческих поездок в Среднюю Азию (г. Бухара, г. Самарканд). Жизни и быту людей, своеобразию природы посвящена серия акварелей, в которую вошли работы: «Бухара. Солнечный день», «Пекут лепешки», «На улице города Ош». Работала в Сибири на одной из главных строек пятилетки — Кузнецстрое (1931−1933 гг.), куда была направлена по путевке Наркомпроса. С энтузиазмом работала над индустриальной тематикой, переживала вместе с рабочими все этапы грандиозного строительства, изучала производственный процесс. Пафос времени ярко выражен в монументальных, выразительных листах из серий «Строительство Кузнецкстроя», «Кузнецкстрой. Гурьевский завод»: «Котлован», «Подача шихты», «Строительство», «Спуск в шахту». Мастерски сочетала акварель, тушь, графитный карандаш. Обратилась к теме труда шахтеров, совершила поездки в Донбасс, Горловку (1935−1936 гг.), позднее в шахтерский г. Кизел Перм. обл. (1960-е гг.). Сделаны листы: «У террикона», «Перед спуском в шахту», «В ночную смену» (акварель, белила). Графические работы из циклов «Трубниковский переулок», «Московский автозавод» (1930-е гг.) посвящены старой и новой Москве. Совершила ряд творческих поездок в Закавказье (1938−1940 гг.), созданы крупноформатные акварельные пейзажи Армении и Грузии, цикл рисунков, посвященных Гори — родине И. В. Сталина. В годы Великой Отечественной войны жила в эвакуации в г. Кунгуре, работала медсестрой в госпитале, продолжала творчески работать.

В послевоенные годы жила и работала в г. Москве, занималась литографией, руководила литографской студией Московского отделения Союза художников (1945−1958 гг.). Вновь обратилась к индустриальной тематике. Были выполнены серии автолитографий «Разлив стали», «Доменный цех старого завода», «Город шахт», которые демонстрировались на выставках студии.

В 1950-е-1970-е гг. совершает ряд творческих поездок: на Камскую ГЭС (1953 г.), в Дагестан, в Краснодарский край, Дом творчества «Горячий ключ» (1958 г.), по Уралу (1965 г.), в г. Казань (1966 г.), в Дом творчества «Сенеж», в Тарусу (1970-е гг.). Созданы серии графических работ, которые демонстрировались на многочисленных выставках. Художник часто выезжала в г. Кунгур, в течение многих лет работала над серией «Город Кунгур — моя родина». С большой любовью к родным, знакомым с детства местам написаны акварели «Река Сылва», «Кунгур в часы заката», «Ледяная пещера».

Произведения находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственном художественном музее Республики Татарстан, Перм. государственной художественной галерее, Кунгурском краеведческом музее.

Выставки:

Всесоюзные: «Плакат на службе пятилетки», 1932 г.; молодых художников, посвященная 20-летию ВЛКСМ в ГТГ. Москва, 1939 г.; живописи, скульптуры, графики к Первому Всесоюзному съезду советских художников. Москва, 1957 г.; посвященная 40-летию Октябрьской революции, ЦВЗ, Москва; художественная выставка, Манеж, Москва, 1961 г.; посвященная 30-летию образования СХ СССР. Москва, 1962 г.; выставка эстампа. Минск, 1974; осенняя выставка, посвященная 60-летию СССР.

Международные: советской графики, книги, плаката, фотографии и художественной промышленности. Иоганнесбург, 1931 г.; «Современное искусство СССР». Сан-Франциско, Чикаго, Нью-Йорк, 1933 г.

Региональные: выставки московских художников (1930−1980-е гг.), «Урал — кузница оружия», г. Свердловск, 1941 г.

Персональные: г. Казань (1966 г.), г. Пермь (1971 г.), г. Москва (1983 г.), г. Кунгур (1972, 1983 гг.), г. Москва (1978 г.).

Лит.:

А. С. Ставровский и А. И. Самойловских: каталог выставки. М.: Искусство, 1940; Молотовская художественная галлерея: каталог: живопись, скульптура, графика. Молотов, 1944. 151 с., [35] л. ил.; Серебренников Н. Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь: Кн. изд-во, 1959. 256 с.; Анна Самойловских: каталог выставки / автор вступ. статьи и сост. Н. В. Скоморовская. Кунгур, 1983. 38 с.; Русская оригинальная графика 1920−1930-х годов: каталог / вступ. ст. Н. Н. Новопашина; фото А. М. Бобров; Перм. гос. худож. галерея. Пермь: Звезда, 2002. 220 с.: ил.

(Источник: Энциклопедия «Пермский край», И.П. Федотова)

Читать дальше