Регистрация
Николай Иванович Фешин
Россия 1881−1955
Подписаться118             
Подписаться118             
Биография и информация
 

Талантливый русский живописец, портретист. Писал жанровые картины. Занимал значительное место в русской портретной живописи 1910-х гг. Решал интересные художественные задачи в жанре портрета, вводя мотивы натюрморта, используя пленер. Работал в традиции русского психологического портрета. Работы хранятся в АХ, ГТГ, ГРМ, в Музее изобразительных искусств Татарстана в Казани, в частных собраниях США, Москвы, Петербурга.

Имя художника Николая Ивановича Фешина не слишком известно в сегодняшней России, но в начале прошлого века он был знаменит. Этот выходец из Казани претендовал на звание нового Малявина и был одним из самых любимых художников российской богемы. Его картины пользовались огромным спросом не только в России, но и за рубежом.

«Поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского», были восхищены американские зрители в 1910 г., когда впервые увидели портреты, созданные Н. И. Фешиным. Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина. Восприняв от учителя его позднюю манеру широкого свободного мазка, основанную на подлинном владении рисунком, Фешин обнаружил самобытный дар колориста, сознательно ограничившего краски своей палитры. О своем ученике Илья Репин высказывался прямо: «Лучший в России живописец». Окончивший Петербургскую академию художеств в 1909 году Николай Иванович Фешин находился тогда в начале своей карьеры и двигался от передвижнического реализма к авангарду: широкие мазки и мгновенно схваченная композиция. Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта: «Портрет неизвестной» (1908) был приобретен музеем АХ и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене; конкурсная программа «Капустница» (1909) принесла ему звание художника и право на пенсионерскую поездку, которую Фешин ограничил несколькими летними месяцами 1910 г.; к осени он вернулся к преподавательской работе в Казанской художественной школе. Начиная с 1909 г. Фешин — постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург); в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. В эти годы им были созданы наиболее значительные произведения: «Портрет Вари Адоратской» (1914)-один из лучших детских образов в искусстве рубежа веков, «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916), «Портрет отца» (1918). После революции Фешин завершил начатую еще в 1912 г. мрачную по сюжету и колористической выразительности картину «Бойня» (1919). В 1923 году он эмигрировал в США и поселился в Нью-Йорке, однако заболел там туберкулезом, и врачи порекомендовали ему перебраться в места с более сухим климатом. Друзья пригласили его в Нью-Мексико, в Таос, где в то время обитала целая плеяда американских художников, в том числе знаменитая Джорджия О`Киф и выходец из России Леон Гаспар. Творческая атмосфера, сухой климат и своеобразная красота этих мест пришлись по душе Фешину. В1927 году он переезжает в Таос с женой и дочерью. И к 1933 году в Таосе вырос дом, при первом взгляде на который вспоминаешь Абрамцево. Этот дом был собственноручно построен художником и соединял в себе русские народные мотивы с индейскими. Однако когда было завершено строительство — в 1933 году, жена Фешина — Александра — подает на развод. После развода Николай Иванович уехал с дочерью Ией в Нью-Иорк, где прожил всего год, а затем вместе с дочерью переехал в Калифорнию. Искусствоведы считают «таосский» период творчества Фешина наиболее ярким и плодотворным. Художник много работал над заказными портретами, исполняя их в своей блистательной технике. Мощную, неистовую и парадоксально гармоничную живопись Фешина можно сравнить разве что с полотнами Сутина. Во всяком случае, движение кисти мастера едва ли не физиологически передает зрителю заряд живописной энергии. В своеобразной манере, напоминающей графику Г. Гольбейна, создал мастер и обширную серию рисунков местного этноса.

С 1936 года Фешин много путешествовал, побывал в Мексике, на острове Бали. В 1947 году он купил дом в лос-анджелесском районе Санта-Моника. Там 5октября 1955 года он тихо скончался во сне. Согласно его завещанию дочь в 1976 году перевезла его прах на родину — в город Казань.

Николай Фешин оставил после себя огромное наследие. Однако сказать точно, сколько им было написано, не может никто. Главная проблема состоит в том, что Фешин часто дарил или обменивал свои работы, и в каких коллекциях они теперь находятся, не знает никто. Известно, что наибольшее число работ находится на родине художника — в Казани — в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Там собрано около 200 его работ. Большая коллекция собрана в музее Старк в штате Техас — 68 работ. Полотна Фешина также хранятся в Музее американского искусства при Смитсоновском институте в Вашингтоне, Национальной портретной галерее в Лондоне, музее Фрай в Сиэтле, музее Гарвардского университета. Очень много работ оказалось в частных коллекциях.

Американцы считают Николая Фешина «своим» художником. Но сам он никогда не забывал о своей родине и, по словам его дочери, всегда говорил, что самое сильное и самое долговременное влияние на любого художника оказывает все то, что связано со страной, где родился. Жизнь самого Фешина и его творчество являются несомненным тому подтверждением.

Николай Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по новому стилю) в семье резчика иконостасов. В четырнадцать лет он поступил в Казанскую художественную школу, где проучился до 1900 года, в 1901 году по рекомендации школы был принят в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую Репина, которую окончил в 1909 году. Его картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. Художник ограничился заграничной поездкой летом 1910 года.

В 1909 году Фешин вернулся в Казань и стал преподавателем в местной художественной школе.

В картинах Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Эти картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), «Обливание» (1911), находящиеся в Музее изобразительных искусств Татарстана в Казани.

С 1910 года художник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В 1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.

Наиболее значительные произведения художника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918).

В 1923 году Фешин получил предложение преподавать в Нью-Йорке и уехал в США. Сначала художник жил в Нью-Йорке. Там у него развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико), где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения. В конце 1930-х стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику.

Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955 года.

В 1981 году, к столетию со дня рождения Фешина, его дочь Ия в принадлежащем ей бывшем доме художника в Таосе основала Институт имени Фешина — с музеем и образовательным центром. После её смерти в 2002 году дом музей был передан частному фонду и сейчас функционирует, выставляя работы местных художников.

Самое большое собрание работ Николая Фешина, в основном включающее его дореволюционные работы, находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле).

Читать дальше
Работы понравились
Айшат Омарова
Natali
валентина бабич
+38

Лента
С 16 февраля в выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) имени академика Грабаря работает выставка серии "Сохраняя культурное наследие". Реставраторы представят публике  восстановленные рисунки и картины Николая Фешина , одного из самых виртуозных и наиболее востребованных на арт-рынке русских мастеров XX столетия.

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Николай Иванович Фешин. Пейзаж. Нью-Мехико
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 72 работы
Николай Иванович Фешин. Женский портрет
2
Женский портрет
1900-е , 77×57 см
Николай Иванович Фешин. Женская голова
3
Женская голова
1938, 33×25.5 см
Николай Иванович Фешин. Мать художника Прасковья Фешина
1
Мать художника Прасковья Фешина
1916
Николай Иванович Фешин. Мануэлита
1
Мануэлита
1933
Николай Иванович Фешин. Портрет молодой женщины (Натальи Подбельской)
5
Портрет молодой женщины (Натальи Подбельской)
1916, 52×48 см
Николай Иванович Фешин. Дама в лиловом
8
Дама в лиловом
1908, 102×79 см
Николай Иванович Фешин. Две девочки
2
Две девочки
1920-е , 29.5×37 см
Николай Иванович Фешин. Портрет Дуэйн ванн Вехтин
8
Портрет Дуэйн ванн Вехтин
1926
Николай Иванович Фешин. Прачки
2
Прачки
XX век, 32×45 см
Посмотреть все 72 работы художника
HELP