войти
опубликовать

Борис
Владимирович Иогансон

Россия • 1893−1973

Биография и информация

Действительный член Академии Художеств СССР. Народный художник СССР. Почетный член Академии искусств ГДР. Один из основоположников искусства социалистического реализма. Учился в студии П. Келина (1912-1913).

Окончил МУЖВЗ по мастерской К. Коровина (1918).

С 1914 г. – активный участник выставок. Автор картин на историко-революционную и бытовую темы, портретов, а также иллюстраций к произведениям советских писателей. Лауреат государственных премий СССР (1941, 1951).

В 1937 г. за картину «Допрос коммунистов» (1933) удостоен «Гран-При» Международной выставки в ПарижеС 1951 по 1954 г. - директор ГТГ. С 1958 по 1962 г. – президент Академии Художеств СССР. В 1958 г. за картину «На старом уральском заводе» награжден золотой медалью Всемирной выставки в Брюсселе. Работы Б. В. Иогансона экспонировались на зарубежных выставках в Кельне (1929), Лондоне (1932, 1961, 1975), Нью-Йорке (1936), Венеции (1956), Париже (1961), Берлине (1963), в Риме (1974) и др. Персональная выставка состоялась в 1969 г. в Москве. Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, во многих музеях бывшего СССР.

[р. 13(25).7.1893, Москва].

Советский живописец, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1968). Член КПСС с 1943.

Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1912-18) у Н. А. Касаткина, С. В. Малютина и К. А. Коровина.

Преподавал в Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1937-1961, профессор с 1939), Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (с 1964).

В 1953-58 вице-президент, в 1958-62 президент АХ СССР. Первый секретарь правления Союза художников СССР (1965-68).

Член АХРР (1922-31).

С 1962 главный редактор энциклопедии "Искусство стран и народов мира".

В своём творчестве Иогансон развивает традиции русской реалистической живописи 2-й половины 19 в. Его ясные по композиции и яркие по цвету жанровые картины конца 20-х гг., отличающиеся присущей живописи АХРР обстоятельностью рассказа и конкретностью социальных характеристик персонажей, передают трудные будни Советской страны, черты новой, советской действительности ["Советский суд", Третьяковская галерея, "Рабфак идёт" ("Вузовцы"), Киевский музей русского искусства, обе - 1928].

В 30-е гг. И. обращается к историко-революционной теме ["Допрос коммунистов", 1933, "На старом уральском заводе" ("Урал демидовский"), 1937, Государственная премия СССР, 1941, - оба произведения в Третьяковской галерее]. В этих картинах Иогансон, персонифицируя противостоящие классовые силы, сталкивая их в драматическом конфликте, стремится к подлинному историзму содержания и воплощению героического пафоса революционной борьбы; тщательно разработанная композиция, основанная на конкретных сопоставлениях персонажей, принадлежащих к разным лагерям, и эмоциональная живописная манера, отмеченная богатством цветовых оттенков и колористическим единством, подчинены задаче психологической характеристики мужества коммунистов.

В 1950 И. с соавторами написал картину "Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола" (Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1951).

Делегат 22-го и 23-го съездов КПСС.

Награжден 3 орденами Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями.