Родился 14 сентября 1918 г. в деревне Онуфриево Исетского района Тюменской области. Занимался в тюменской изостудии при Доме пионеров (1938-1941) у А.П. Митинского, В.Ф. Дубицкого и студии «Всекохудожник» в Москве (1946) у Б.В. Иогансона. Член СХ СССР с 1961. График, живописец. Автор пейзажей, натюрмортов, тематических композиций. Работал в технике акварели, линогравюры, ксилографии. Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок. Персональные выставки: 1988 (Тюмень, ТКГ; Тобольск, ТГИАМЗ). Произведения находятся в ТМИИ, ТГИАМЗ и многих российских музеях. Умер в Тюмени.
(Художники Тюмени. Юбилейный альбом.- Тюм. Обл. орган-ия Союза худ. России,1994.-С.118-119)
Живописец, график. Автор пейзажей, натюрмортов, тематических композиций, работал в технике акварели, линогравюры, ксилографии, родился в деревне Онуфриево Исетского района Тюменской области. Занимался в Тюменской изостудии при доме пионеров у А. П. Митинского, В. Ф. Дубницкого, в студии "Всекохудожник" в Москве у Б. В. Иогансона. Член СХ с 1961
Еще в 1940 году А.П. Митинский отмечал талант и художественное чутье токаря Саши Мурычева. Он учился в студии Дворца пионеров с сентября 1938 по сентябрь 1941 годов. Приходил на занятия вечерами. Днем был занят изготовлением мебели в артели "Победа".
В феврале 1942 года юношу призвали в железнодорожный восстановительный батальон. Строил вторые пути дороги Вологда-Архангельск, участвовал в разгроме Сталинградской группировки немцев, работал в заградительном отряде на линии Батайск-Сальск. Харьков, Белокоровичи, Сарны, Ровно, Луцк - эти железнодорожные станции восствнавливались с участием А.И. Мурычева. При разминировании одного из объектов потерял ногу.
В ноябре 1945 года А.И. Мурычев вернулся из госпиталя в Тюмень. Проработав шесть лет в Тюменском краеведческом музее, в 1951 году перешел в Тюменское товарищество "Художник". В 1956 году живописец принял участие в Иркутской зональной выставке и в следующем году - республиканской в Москве. Тогда экспонировались натюрморт "Пельмени" и пейзаж "Река Тура".
К очередной зональной выставке (она была проведена в Тюмени в конце 1979 начале 1980 годов) Александр Иванович подготовил серию линогравюр "Города Прииртышья", показав в ней Горноправдинск, Ханты-Мансийск, Тобольск, Ялуторовск.
К 400-летию Тюмени художник подготовил серию цветных эстампов. Они создавали верное представление о городе, соединяющем в своем облике старинный декор, деревянных домов и бетонную мощь современных зданий.
В тоже время художник разработал серию цветных станковых линогравюр, объединенных названием "Архитектурные мотивы Тюмени". В середине 80-х появляются "Дворик в Тюмени", "Заречье", "Тюменская улица".
А.И.Мурычев в жизни был скромен. С интересом выслушивал критические мнения своих коллег и друзей, пристально анализирующих его работы. От предложения сделать собственную выставку уклонялся. Но исподволь готовился к первому в жизни вернисажу.
Персональная выставка произведений Александра Ивановича Мурычева состоялась в год его семидесятилетия. Но юбиляр не дожил двух лет до этого события: быстро прогрессирующая болезнь оборвала жизнь художника.
А.И.Мурычев награжден орденом "Отечественной войны II степени, медалью "За оборону Сталинграда".
Истинный сибиряк
Он оставил большое творческое наследие, часть которого хранится в фондах Тюменского музея изобразительных искусств. Родился Мурычев в деревне Онуфриево Исетского райо-на, где были самые "справные", зажиточные крестьян-ские хозяйства, где исконно проживали семьи старообрядцев. Он прошел войну, был тяжело ранен. В 1946 году решил повысить художественное образование в Москве, занимался в студии "Всекохудожник", которой руководил ведущий советский живописец, академик Борис Иогансон. А персональные навыки А. Мурычев получил еще до войны в Тюмени, в Доме пионеров у А. Митинского и В. Дубовицкого. Активная творческая деятельность Александра Ивановича падает на 60-е годы. Тогда в Тюменский союз художников влились выпускники столичных вузов, которые повысили потенциал местных художников. Мурычев на выставках показывал разнообразные произведения, но везде имел яркий индивидуальный почерк и выступал прежде всего как график, хотя развил свои прекрасные живописные данные у Б. Иогансона. В этом нетрудно убедиться, посмотрев на картины конца 50-х годов — "Автопортрет" и "Наша улица Тюменская". Они восхищали всех без исключения темпераментной насыщенностью цвета и энергично положенными мазками. Но все же Мурычев от живописи отошел надолго. Он создавал большие по размеру цветные линогравюры. Эстампы, как их называли, были очень популярны в 60-е годы. Они отвечали духу времени. Проводились даже всероссийские выставки эстампа в Москве. Эстампы украшали интерьеры всех солидных учреждений, дома новоселов многочисленных новостроек. Предпочтение отдавалось в Тюменском союзе художников индустриально-северной тематике. Но Мурычев ее избегал. Он сделал большую серию линогравюр о жизни деревни 20—30-х годов, о хлеборобах. Ритмические, умело композиционно проработанные листы имели "хлебный" — золотисто-коричневый цвет и привлекали своей декоративностью. А в начале 70-х годов вышел в печати альбом цветных эстампов, посвященный нашему городу. Это, пожалуй, был первый художественный альбом о Тюмени, который цельно, с любовью показал образ и заповедного города, и современные новостройки. Александр Иванович делал множество натурных зарисовок, имеющих сейчас большую документальную ценность, поскольку старый город утрачен. С интересом были встречены его линогравюры о старинном Тобольске. Он стал членом Союза художников в 1961 г. и активно участвовал во всех выставках, в том числе и в столичных. А. Мурычев сохранил традиции местных художников, которые работали до войны, но ушел от их камерности. Его работы всегда были энергичными, интересными по цвету, контрастными. В начале 80-х годов Александр Иванович занялся только живописью и создал ряд пейзажей Тюмени. Причем при точности исполнения натуры в картинах "Заречье", "Тюменская улица", "Тюменский дворик", при всех приметах, при буквальном, что называется географическом сопоставлении, точно таких мест нет. Вот "Тюменский дворик", 1983 г. Здесь соединяются очень интересно два места — двор с узорчатыми коваными воротами и флигель дома Яши Шатчина на улице Ленина, и пространство за ним ул. Республики. Здание, характерно напоминающее нынешний институт культуры, а сквозь густую листву тополя виден очень высокий панельный дом. Но подлинность не в буквальной географичности, а духе, "нутре" изображенного. Здесь особая сибирская "кондовость", сила. Она в каждом пейзаже. Ностальгии нет. Образ и сюжет даны раз и навсегда. Здесь утверждается незыблемая сила сибирского города и характера.
А. И. Мурычев создал удивительно точный по своей образно - поэтической характеристике, выразительный и запоминающийся "портрет" Тюмени. Почти под каждым рисунком он дает подробную надпись с точным указанием названия улицы, номера дома. Вход в плоскость картины во многих его пейзажах ("Дворик в Тюмени", "Тюменская улица", "Старый город") начинается в правой нижней части - диагональ дороги, переданная широким гибким мазком, уводит взгляд зрителя в глубь холста, усиливая иллюзию пространства. Однако на заднем, третьем плане оно замыкается либо плоскостью стены церкви, либо фрагментами домов в обрамлении пышных крон и вверху - полоской облачного неба...
Архитектурные пейзажи Мурычева - спокойные и гармоничные - как бы приглашают нас, вслед за художником, мысленно совершить прогулку по улочкам и кварталам старого города, внимательно всмотреться в его черты, почувствовать их своеобразие, поэтику.