войти
опубликовать

Петр
Павлович Ганский

Россия • 1867−1942

Пётр Павлович Ганский (1 марта 1867 - 27 ноября 1942) — украинский живописец, импрессионист. Мастер пейзажа, портрета, жанровых композиций. Член Товарищества южно-русских художников, позже – одесского Общества независимых художников.

Особенности творчества художника Петра Ганского: Петр Павлович получил классическое образование в Императорской Академии художеств. Позже, под влиянием парижской школы, художник выбрал импрессионистическое направление в живописи. Жена писателя Ивана Бунина, Вера Николаевна, в своих дневниках называла Ганского «первым русским импрессионистом», и было за что: наполненные светом и цветом картины поражали тонкостью и изяществом исполнения, выделяясь на общем фоне «академистов». Наряду с Кириаком Костанди, Петром Нилусом, Титом Дворниковым, Герасимом Головковым, Петр Ганский – один из ярких и самобытных представителей южно-русской школы живописи.

Известные картины художника Петра Ганского: «Портрет Софьи Павловны Быстрицкой», «В ожидании улова», «Берег у Ялты», «Игра в кегли», «Прачки».

Петр Ганский родился в селе Николаевка Херсонской губернии, в дворянской семье. Его отец, Павел Петрович Ганский, получил образование во Франции, позже поступил на государственную службу, был судьей, работал управляющим Дворянского банка в Херсоне. В 1870 году семья Ганских переехала в Одессу. Начальное художественное образование талантливый мальчик получил в Елисаветграде, на курсах Петра Крестоносцева при земском реальном училище. В 1885 году Ганский поехал в Санкт-Петербург, где стал вольным слушателем Императорской Академии художеств, а в 1889 продолжил обучение в Париже, в Школе изящных искусств, где его преподавателем был Жан-Леон Жером, а также брал частные уроки.

Ганскому в Париже нравилось, и он жил «на два дома» - зимой и осенью во французской столице, а летом - в дорогой его сердцу Одессе. Работы Ганского регулярно появлялись на выставках Товарищества южно-русских художников, Академии художеств, одесского Общества независимых художников. Во Франции он принимал участие в парижском Салоне, а позже - в Салоне Независимых.

Революция 1917 года застала Петра Ганского в Одессе. Родовое имение было разгромлено, а самого художника приговорили к расстрелу. Летом 1918 года его освободили. Как пишет в своих дневниках Вера Бунина, «…чаще всего удается освобождать из ЧК за деньги. Освобождение художника Ганского стоило семьдесят тысяч рублей. Торговались долго…» Предполагают, что именно Бунины выкупили художника из тюрьмы. Как впоследствии рассказывал сам Ганский, ему удалось избежать расстрела лишь благодаря армии Деникина, которая заняла Одессу.

Так или иначе, художник оставил Одессу вместе с войсками Добровольческой армии и отправился в Париж. Он не остался в одиночестве: здесь уже жила его сестра, Софья Павловна, в замужестве Быстрицкая, ее муж Владимир Павлович и их дочь Кира. Революция застала их в Париже, где Быстрицкий, кадровый офицер царской армии, на протяжении нескольких лет работал авиационным агентом и занимался разработкой самолетов. Конечно же, семья на родину не вернулась.

Петр Ганский поселился на улице Виктора Гюго, 67. Художник продолжал работать, много рисовал акварелью, ходил на этюды. В 1922 году он решил принять католическую веру, переехал в Лион и стал изучать теологию. В 1928 году Ганский принял сан и стал священником Ордена иезуитов византийского обряда, несколько позже принял монашеский обет. Он по-прежнему занимался живописью, помогал русским эмигрантам, подружился с Николаем Рерихом и вел с ним обширную переписку. Впоследствии Ганский способствовал принятию Пакта Рериха прелатами Римско-католической церкви и его подписанию Папой Пием XI.

Петр Ганский скончался в 1942 году, в возрасте 75 лет, в доме для престарелых священников во французском городке Дора, и упокоился на местном кладбище. Его картины и некоторые архивные документы перешли к сестре, а позже оказались в Таллине, у двоюродных сестер племянницы художника Киры Быстрицкой. В 1994 году Одесский художественный музей посетили Елена Борисовна Позднякова и Татьяна Борисовна Золотова, племянницы Петра Ганского. Они не только пролили свет на жизненный путь художника, но и подарили музею 39 акварельных этюдов Ганского, написанных им в Париже. Десять лет спустя в ОХМ были переданы еще порядка 40 работ, в том числе картины «Венеция» и портрет Софьи Павловны Быстрицкой, урожденной Ганской — сестры художника.

Перейти к биографии