Регистрация

Портрет мальчика

Предложить название
1500, 35×28 см • Масло, Темпера, Дерево
Доп. изображения —
Аннотация
Итальянец Пинтуриккио известен в большей мере своей монументальной живописью, и «Портрет мальчика» – одна из немногих известных станковых работ художника. При этом «Портрет» – едва ли не самый выдающийся образец его наследия из тех, что сохранились до наших дней.

С картиной связан любопытный курьез. В популярном кинофильме «Достояние республики» (1971 год, режиссер Владимир Бычков, с Андреем Мироновым в главной роли) сюжет построен вокруг поисков уникальной коллекции живописи князя Тихвинского, бесследно исчезнувшей во время Гражданской войны в России. Помимо прочих ценностей, в ней находился некий портрет «Мальчика в голубом» кисти Пинтуриккио. Когда картина появляется в кадре, то можно увидеть «Портрет мальчика», но только камзол на нем в этот момент не терракотовых оттенков, как в оригинале, а отчего-то голубой.

К сожалению, сведений о том, почему авторы фильма решили перекрасить шедевр итальянца, не сохранилось. Возможно, таким образом они решили сделать посвящение всем знаменитым портретам юношей в голубом, коих в мировом фонде предостаточно. Это и «Голубой мальчик» Томаса Гейнсборо, и «Мальчик в голубом пиджаке» Модильяни (1, 2), «Мальчик с трубкой» Пикассо и прочие. И еще, конечно, дело в том, что мальчика в терракотовом зрители могли видеть целым и невредимым, в Дрезденской галерее, а вот "Мальчика в голубом" Пинтуриккио не видел никто и никогда - сопереживать его поискам куда легче. 

Что касается настоящего, невымышленного «Мальчика» Пинтуриккио, он довольно обособленно стоит в ряду остальных работ художника. Помимо того, что это одна из его редких станковых работ, она обладает еще рядом значительных отличий. Во-первых, итальянец писал не так уж много портретов. Его основными темами были религиозная роспись (в его «портфолио» значится, помимо всего прочего, Сикстинская капелла в Ватикане). Много заказов получал он от именитых современников, для которых создавал эпические сюжеты по мотивам их биографии (самый именитый из них – папа Пий II, в миру Эней Пикколомини).

Кто именно изображен на полотне, и за что он был удостоен чести быть запечатленным кистью художника, не знавшего недостатка в хорошо оплачиваемой работе, история не знает. Но в портрет неизвестного Пинтуриккио, кажется, вложил весь свой талант. Редко на каких его других картинах увидишь такое внимание к личности и психоэмоциональному состоянию человека. В гораздо большей степени живописца занимали архитектурные элементы изображаемых им зданий, детали пышных одеяний его героев, орнаменты и узоры.

Во время написания портрета, в конце 15 века, представители умбрийской школы, к которой принадлежал Пинтуриккио, подхватывают у нидерландцев тенденцию вырывать моделей из закрытого интерьерного контекста и помещать их на открытый пейзажный фон. Причем они не стремились правдиво передать ландшафт, но писали его с тем расчетом, чтобы пейзаж композиционно согласовывался с фигурой человека, создавая декорации, оттеняющие и уравновешивающие типичный для того периода натурализм в изображении личностных черт.

В сравнении с традиционным для Пинтуриккио композиционным построением здесь мы наблюдаем почти аскетичный минимализм в том, как выписаны одежда мальчика и фоновый пейзаж за ним. Пинтуриккио не стал по своему обыкновению перегружать картину множеством подробностей и обилием мелких деталей, и благодаря этому еще четче проступает все многообразие оттенков эмоций, играющих на лице героя.

Вольно или нет, художник застал мальчика в примечательный период его жизни, когда тот совершает важный и неизбежный переход: от детства к отрочеству. Очертания его лица еще не утратили ребяческой припухлости, кожа совсем не успела огрубеть, даже нет и намека на первый юношеский пушок. То, что перед зрителем уже не ребенок, выдает лишь недетский, осмысленный взгляд. В нем и зарождающийся подростковый гонор с грядущим высокомерием, не признающим авторитетов из мира взрослых. И пробуждение осознания себя как личности, констатация вступления в полноправное существование, где должны считаться с его мнением, желаниями и волей.

Несколько наивная манера, в которой написано лицо мальчика, подчеркивает контраст между тем, как он развивается физически и морально: зритель видит, что тело не успевает за разумом, как часто бывает в этом возрасте. И герой портрета будто бы стремится нивелировать это разногласие, по-щегольски сдвинув шапочку набок и держа уверенную осанку. Может быть, поэтому так сосредоточен его взгляд и немного напряжена поза: он со всей серьезностью подошел к задаче позирования маэстро. Но благодаря этому весь «Портрет мальчика» совершенно лишен статики: он волнуется, он дышит, он живой.

Автор: Наталья Азаренко
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет

Эта работа в подборках пользователей

  • Альбрехт Дюрер. Семь печалей Девы Марии
  • Габриель Метсю. Автопортрет с женой Изабеллой де Вольф в таверне
  • Школа Гвидо   Рени. Венера и Амур
Галерея Старых Мастеров, Дрезден
Собирает Ирина Олих
45 работ • 0 комментариев
  • Китагава Утамаро. Гребень
  • Андерс Цорн. Омнибус II
  • Филипп Андреевич Малявин. Смех
Моё
Собирает Sasha Paleva
12 работ • 0 комментариев
  • Адольф Вильям Бугро. Мокрый Амур
  • Адольф Вильям Бугро. Амур и Психея
  • Адольф Вильям Бугро. Орест, преследуемый Фуриями
Мужчины
Собирает Andrey Shakhunov
11 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Альбрехт Дюрер. Семь печалей Девы Марии
5
Семь печалей Девы Марии
Габриель Метсю. Автопортрет с женой Изабеллой де Вольф в таверне
0
Автопортрет с женой Изабеллой де Вольф в таверне
Габриель Метсю
1661, 30.5×35.5 см
Китагава Утамаро. Гребень
8
Гребень
Китагава Утамаро
1785, 37.5×25 см
Андерс Цорн. Омнибус II
14
Омнибус II
Андерс Цорн
1892, 126×88 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP