Итальянец Пинтуриккио известен в большей мере своей монументальной живописью, и
«Портрет мальчика» – одна из немногих известных станковых работ художника. При этом «Портрет» – едва ли не самый выдающийся образец его наследия из тех, что сохранились до наших дней.
С картиной связан любопытный курьез. В популярном кинофильме «Достояние республики» (1971 год, режиссер Владимир Бычков, с Андреем Мироновым в главной роли) сюжет построен вокруг поисков уникальной коллекции живописи князя Тихвинского, бесследно исчезнувшей во время Гражданской войны в России. Помимо прочих ценностей, в ней находился некий портрет «Мальчика в голубом» кисти Пинтуриккио. Когда
картина появляется в кадре, то можно увидеть «Портрет мальчика», но только камзол на нем в этот момент не терракотовых оттенков, как в оригинале, а отчего-то голубой.
К сожалению, сведений о том, почему авторы фильма решили перекрасить шедевр итальянца, не сохранилось. Возможно, таким образом они решили сделать посвящение всем знаменитым портретам юношей в голубом, коих в мировом фонде предостаточно. Это и
«Голубой мальчик» Томаса Гейнсборо, и «Мальчик в голубом пиджаке» Модильяни (
1,
2),
«Мальчик с трубкой» Пикассо и прочие. И еще, конечно, дело в том, что мальчика в терракотовом зрители могли видеть целым и невредимым, в Дрезденской галерее, а вот "Мальчика в голубом" Пинтуриккио не видел никто и никогда - сопереживать его поискам куда легче.
Что касается настоящего, невымышленного «Мальчика» Пинтуриккио, он довольно обособленно стоит в ряду остальных работ художника. Помимо того, что это одна из его редких станковых работ, она обладает еще рядом значительных отличий. Во-первых, итальянец писал не так уж много портретов. Его основными темами были религиозная роспись (в его «портфолио» значится, помимо всего прочего, Сикстинская капелла в Ватикане). Много заказов получал он от именитых современников, для которых создавал эпические сюжеты по мотивам их биографии (самый именитый из них – папа Пий II, в миру
Эней Пикколомини).
Кто именно изображен на полотне, и за что он был удостоен чести быть запечатленным кистью художника, не знавшего недостатка в хорошо оплачиваемой работе, история не знает. Но в портрет неизвестного Пинтуриккио, кажется, вложил весь свой талант. Редко на каких его других картинах увидишь такое внимание к личности и психоэмоциональному состоянию человека. В гораздо большей степени живописца занимали архитектурные элементы изображаемых им зданий, детали пышных одеяний его героев, орнаменты и узоры.
Во время написания портрета, в конце 15 века, представители умбрийской школы, к которой принадлежал Пинтуриккио, подхватывают у нидерландцев тенденцию вырывать моделей из закрытого интерьерного контекста и помещать их на открытый пейзажный фон. Причем они не стремились правдиво передать ландшафт, но писали его с тем расчетом, чтобы пейзаж композиционно согласовывался с фигурой человека, создавая декорации, оттеняющие и уравновешивающие типичный для того периода натурализм в изображении личностных черт.
В сравнении с традиционным для Пинтуриккио композиционным построением здесь мы наблюдаем почти аскетичный минимализм в том, как выписаны одежда мальчика и фоновый пейзаж за ним. Пинтуриккио не стал по своему обыкновению перегружать картину множеством подробностей и обилием мелких деталей, и благодаря этому еще четче проступает все многообразие оттенков эмоций, играющих на лице героя.
Вольно или нет, художник застал мальчика в примечательный период его жизни, когда тот совершает важный и неизбежный переход: от детства к отрочеству. Очертания его лица еще не утратили ребяческой припухлости, кожа совсем не успела огрубеть, даже нет и намека на первый юношеский пушок. То, что перед зрителем уже не ребенок, выдает лишь недетский, осмысленный взгляд. В нем и зарождающийся подростковый гонор с грядущим высокомерием, не признающим авторитетов из мира взрослых. И пробуждение осознания себя как личности, констатация вступления в полноправное существование, где должны считаться с его мнением, желаниями и волей.
Несколько наивная манера, в которой написано лицо мальчика, подчеркивает контраст между тем, как он развивается физически и морально: зритель видит, что тело не успевает за разумом, как часто бывает в этом возрасте. И герой портрета будто бы стремится нивелировать это разногласие, по-щегольски сдвинув шапочку набок и держа уверенную осанку. Может быть, поэтому так сосредоточен его взгляд и немного напряжена поза: он со всей серьезностью подошел к задаче позирования маэстро. Но благодаря этому весь «Портрет мальчика» совершенно лишен статики: он волнуется, он дышит, он живой.
Автор: Наталья Азаренко