Отто Дикс был чуть ли не самым звездным портретистом в Германии. В 1920-е годы его редко можно было застать дома: заказчики по всей стране приглашали его написать портрет – и он ездил из города в город.
Врачи,
юристы,
поэты,
танцовщицы и арт-дилеры – все они хотели портрет кисти Дикса. Сейчас довольно трудно представить, что доктор действительно мечтал о собственном
гротескном изображении на фоне гинекологического кресла, а художник
Адольф Узарски с улыбкой и пониманием принял собственное изображение в виде синекожего уличного призрака или оборотня на ночной улице. И каждый из них заплатил художнику. Но именно так все и было. Художественный критик Ирина Кулик говорит об особом феномене искусства Веймарской Германии: любая реальность, профессиональное или социальное положение человека были настолько зыбкими и ненадежными, что человек предпочитал заранее поставить под сомнение собственную идентичность, заранее увидеть себя гротескным героем, лишенным парадных качеств.
Но «Портрет Сильвии фон Харден» - редкое исключение. Он не был написан по заказу. Дикс столкнулся с Сильвией на улице. Увидел ее – и сказал, что обязательно должен написать ее портрет. Вы символ эпохи – сказал Дикс. Сильвия фон Харден искренне недоумевала:
«Что именно вас так привлекло? Мои толстые ноги? Большие ступни? Погасшие глаза? Длинные руки? Длинный нос? Тонкие губы? Что именно вы хотите написать?» Он хотел написать это все. Потому что Сильвия фон Харден был воплощением новой женщины, независимой, увлеченной. Такой, которой не важно, как она выглядит. Нет, скорее, ей совсем не важно было оправдывать чьи-то ожидания на счет того, как должна выглядеть женщина. Это все еще время шляпок, локонов, горжеток и приталенных платьев. Но это уже и время таких женщин, как Сильвия.
Сильвия фон Харден вела литературную колонку в журнале «Молодая Германия» и «Красная земля», писала стихи и даже издавала их. Пройдет 7 лет после того, как Дикс написал этот портрет – и Сильвия уедет в Англию, как только к власти придет Гитлер. Она будет работать на фабрике во время войны и писать редкие статьи в эмигрантские издания, для таких же, как она, бежавших из своей страны немцев. Ее статьи будут передавать, перепечатывать и перечитывать. Конечно, это не та писательская слава, о которой мечтала Сильвия фон Харден, героиня портрета Дикса. Но тогда, в Германии, в годы амбициозных планов и профессиональной смелости, Сильвия позирует Диксу и становится символом эпохи. Настолько точным, что сразу после титров и надписи «Берлин, 1931» в фильме «Кабаре» Боба Фосси, снятом сорок лет спустя, в первой же сцене в зале кабаре появляется зрительница, поза и внешность которой (вплоть до монокля) повторяет позу и внешность Сильвии фон Харден.
Фильм «Кабаре» уже смотрится ностальгическим ретро, но Сильвии фон Харден место где-то здесь и сейчас – в XXI веке. Не исключено, что и гораздо позже, и много лет спустя. Куклу Барби усаживали за игрушечный столик в наряде Сильвии фон Харден, мужчины одеваются в клетчатые рубашки, а женщины в клетчатые платья – и до сих пор фотографируются для соцсетей как Сильвия фон Харден. Сигарета, коктейль, монокль.
Когда первый директор Центра Помпиду Жан Кассу решил приобрести для постоянной экспозиции портрет Сильвии, ей было уже 67 лет. Отто Дикс написал ей письмо в Англию и сообщил эту новость. Жан Кассу объяснял свой выбор так:
«Я не хочу приобретать картины иностранных художников, написанные по-французски. Я хочу, чтобы немец писал по-немецки, а англичанин по-английски». И выбрал из всех работ Отто Дикса «Портрет Сильвии фон Харден».
Автор: Анна Сидельникова