войти
опубликовать

Борис
Сергеевич Угаров

Россия • 1922−1991

Биография и информация

Народный художник СССР (1982). Действительный член Академии Художеств СССР (1978). С 1983 г. президент Академии Художеств СССР.

Награжден золотой медалью и дипломом Академии художеств СССР. Лауреат Государственной Премии им. И.Е. Репина (1976), Лауреат Государственной премии СССР (1985).

Учился в ИНЖСА им. И.Е.Репина у В.М Орешникова и А. А. Мыльникова, в аспирантуре Академии Художеств (1951-1954) у А.М. Герасимова.

С 1952 г. преподавал в ИНЖСА им. И.Е.Репина. С 1971 г. профессор, в 1977-1983 гг. — ректор.

Руководил мастерской станковой живописи (с 1979) и творческой мастерской (с 1987).

В 1975-1979 гг. был председателем правления ЛОСХ.

С 1983 г. почетный член общества деятелей изобразительного искусства Австрии.

Персональные выставки проходили в Ленинграде (1972, Музей АХ СССР; 1982, Государственный Русский музей), Москве (1982, зал АХ СССР), по городам Советского Союза (1980-1981).

Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее.

Борис Сергеевич Угаров родился в 1922 году в Петрограде. В год окончания средней школы для него, мечтающего об учёбе в Университете, как и для многих его сверстников, началась Великая Отечественная война. В девятнадцать лет он добровольцем ушёл в ополчение, а затем на фронт. Служил артиллеристом-наводчиком, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке.

Война с её тяжелейшими буднями, где жизнь и смерть каждую минуту ходят рядом, стала источником больших душевных потрясений. Борис Угаров видел искорёженные войной города, израненную природу. И боль от этих утрат рождала щемящую тоску о хрупкости природы и человека.

Через всю войну Борис Угаров пронёс собой монографию Грабаря о Валентине Серове, взятую из дома. Ещё в мирное время он занимался в студии Дома учёных у А.Рылова и М.Платунова, Посещал студию А.Эберлинга. Однако, мысли о художественном призвании обрели неожиданную ясность именно во время войны. В 1944 году Борис Угаров написал первую в своей жизни картину “Переправа артиллерии через реку Свирь” для армейского музея в Лодейном поле. Затем последовала вторая - “Артиллерия в горах” для армейской выставки в Москве, ряд портретов с натуры. После долгожданной победы и окончания войны Борис Угаров на основании работ военных лет был зачислен в Институт им. И.Е.Репина Всероссийской Академии художеств.5 Марта1947 года он записал в дневнике: “Мои надежды на сдвиги в рисунке и живописи - это расчёт на самостоятельный, кропотливый труд до пота, до крови и на среду хороших товарищей, сильных в искусстве... Ни одного часа попусту! Плотнее распланировать время!”

С третьего курса Борис Угаров учился в мастерской И.Э. Грабаря. Однако, из-за частых разъездов педагога между Москвой и Ленинградом мастерской фактически руководили В.Орешников (живопись) и А.Мыльников (рисунок). В 1951 году Борис Угаров защитил дипломную картину “Колхозная весна”, получив отличную отметку. А в дневнике появилась запись: “Начинается самостоятельная жизнь художника... Учиться много чему надо”.

С 1951 по 1954 годы он обучался в аспирантуре при Институте им. И.Е. Репина под руководством А.М.Герасимова. Её окончание ознаменовалось созданием картины “В колхоз. 1929 год”. Этим произведением Борис Угаров заявил о себе как о художнике крупного дарования. И все последующие годы подтверждал это, став одним из выдающихся мастеров русской реалистической живописи.

Борис Угаров писал исторические картины, портреты, создавал циклы пейзажей. Начиная с 1951 года, преподавал в родном институте им. И.Е.Репина. Вот лишь основные вехи его творческой биографии:

1971 - профессор живописи и композиции

1973 - член-корреспондент Академии художеств СССР

1975 - руководитель Ленинградского отделения Союза художников СССР

1977 - ректор института им. И.Е.Репина

1978 - действительный член Академии художеств СССР

1982 - народный художник СССР

1983 - 1991 - президент Академии художеств СССР

Борисом Сергеевичем Угаровым создано огромное количество работ. Среди них: “На рудниках. 1912 год” (1957, Гос. Третьяковская Галерея), “Ленинградка” (1961. Гос. Русский музей), “Июнь. 1941 год” (1975, Тульский музей изобразительных искусств), “Возрождение” (1980, Гос. Русский музей) и многие другие.

Сразу после его смерти вдова художника, Марина Олеговна Угарова писала: “Сентябрь 1991 года. Пустая, тихая квартира. Все вещи на местах, на мольберте мой портрет, на котором Боря хотел сделать ещё “пару мазков” и поставить подпись. Но никогда уже ничего не будет сделано... Всё осталось в прошлом. На письменном столе в кабинете, как всегда очень аккуратно убранном, на видном месте белый лист бумаги, а на нём красными чернилами: “Жизнь так коротка, нужно успеть сделать всё возможное...”