войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Огюст
Роден

Франция • 1840−1917
Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François-Auguste-René Rodin, 12 ноября 1840, Париж, - 17 ноября 1917, Мёдон) – французский скульптор, основоположник современной скульптуры, в одиночку открывший новую эпоху в этом виде искусства.

Особенности творчества скульптора Огюста Родена: натуралистичность и физиологическая точность, с которой Роден воспроизводил человеческое тело и его предельные эмоциональные состояния, сексуальность и символичность созданных им скульптур. Роден использовал скульптурную фактуру, контрастные отделки поверхности в качестве дополнительного выразительного приема. Оставляя в скульптурах необработанные элементы живого камня, Роден заставляет фигуры словно выламываться из материала, схватывая динамику рождения, перерождения. Пребывая в традиционном сюжетном контексте (мифологические, исторические, религиозные, литературные сюжеты), Роден расколдовывает давно забальзамированные темы совершенно новыми техническими и выразительными средствами. Родену удалось стать новатором в искусстве XIX века и основоположником современного искусства.

Известные скульптуры Огюста Родена: «Мыслитель», «Поцелуй», «Граждане Кале», «Бронзовый век».

К концу XIX века Роден стал самым известным и востребованным скульптором Франции. В его мастерской работали около 50 помощников. Кто-то изготавливал гипсовые формы, кто-то высекал элементы из мрамора. Здесь трудились рядом патинировщики, литейщики, мастера, уменьшающие и увеличивающие исходные формы до нужного размера. Приходивший в торговый зал заказчик мог выбрать нужную скульптуру, потом определиться с размером – и ему отливали из бронзы нужную фигуру. Биограф Родена Рут Батлер подсчитала, что только между 1898 и 1918 годами в его мастерской отлили 319 «Поцелуев». Еще при жизни скульптора был принят законопроект о создании музея Родена в его парижской мастерской. Его друзья начали собирать здесь скульптуры, документы, рисунки.

Эта феерическая слава досталась человеку, который до 35 лет работал подмастерьем и не привык ставить подпись на изготовленных скульптурах. Когда в Салоне примут его первый бюст «Человек со сломанным носом», у Родена уже будет жена, 9-летний сын и завидный опыт ремесленника.

Ремесленник Роден


У пятнадцатилетнего студента Королевской школы искусств Огюста Родена не было денег на краски и холст. Поэтому он каждый день приходил в Лувр, любовался Тицианом и Рембрандтом, а потом спускался этажом ниже и копировал античные статуи. Благо, на карандаш и бумагу денег всегда хватало. В Королевской школе учили основательно и бесплатно: выпускники становились потом помощниками ювелиров, граверов, рисовали паттерны для тканей, узоры для кружев и географические карты, вырезали из дерева и камня декоративные элементы для украшения общественных зданий, церквей и частных домов.

О большем и мечтать нельзя было, потому что и учителя, и родные к тому времени записали Огюста в ряды безнадежно неспособных к науке. В школе он так и не освоил арифметику с латынью, он с трудом читает, а пишет, как ребенок, медленно и со смешными ошибками. Его отец, Жан Батист Роден, с каждым годом все больше отчаивается: понятно, что Огюсту не стать чиновником, так пусть хотя бы научится какому-то ремеслу и зарабатывает на жизнь. После окончания Малой школы уже уверенный в призвании и воодушевленный похвалами мастеров Огюст несет рисунки в «большую» Школу изящных искусств. Жюри Родена не примет ни в этот раз, ни в два последующих. И он начнет учиться сам.

Чужие мастерские


Период ученичества затянется на 20 лет. Вечно нищий Роден будет реставрировать городские памятники, обтесывать мраморные глыбы, отливать формы, вырезать декорации и орнаменты, читать книги, рисовать растения и птиц, изучать чучела диких животных в Музее естественной истории, украшать скульптурами здание Брюссельской биржи под началом именитого скульптора Каррье-Беллёза, служить в Национальной гвардии во время войны, работать по 12-14 часов в сутки, отправлять из Бельгии скудные денежные запасы в Париж, жене и сыну.

Роза Бёре не была Родену законной женой. В осажденном Париже во время Франко-прусской войны она шила мундиры для солдат, меняла влажные тряпки на скульптурах мужа, брошенных в Париже, чтобы они не растрескались, и пыталась прокормить сына. Деньги от Огюста приходили редко, чаще – письма: «Я хотел тебе отправить пять франков, чтобы ты устроила скромный ужин, пригласив мадам и месье Пульбеф, но вышлю их в следующий раз», «Вообрази себе, моя маленькая Роза, у меня были большие трудности. Около трех месяцев я вообще не работал». Когда Роден начнет прилично зарабатывать, отливая в Бельгии бронзовые статуэтки, Роза сможет приехать к нему. Сын останется в Париже, у тетки Родена.

Мастерские Родена


На улице Лебрен

Первую мастерскую Роден снял еще до войны, на улице Лебрен, от отчаянья – ему нужно было куда-то сбегать из дома, где постоянно плакал ребенок и готовился обед. Это была бывшая конюшня с самой маленькой в Париже платой за аренду: «Теперь я мог отходить на несколько шагов от своей глины, чтобы сравнивать ее с натурой… Потоки воздуха проникали в помещение отовсюду: через плохо закрывавшиеся окна, покоробившиеся от сырости деревянные двери, разбитую черепицу на обветшалой крыше. Поэтому там царили постоянные сквозняки и ледяной холод. В углу был колодец с водой, отчего в конюшне всегда стояла пронизывающая сырость…»

Здесь Роден работает поздним вечером или ранним утром, выкраивая жалкие часы в свободное от главной работы время. Ему позируют Роза и местные бродяги, потому что денег на натурщиков конечно нет. Ни здесь, на улице Лебрен, ни даже позже, живя на Монмартре, Роден не ходит в кабаре и бары, он всегда вдалеке от богемной жизни – он только работает.

На улице Фурно

Роден снимает мастерскую на улице Фурно по приезду из Бельгии, где прожил 7 лет. Он недавно побывал в Италии, часто впроголодь и почти везде пешком, но увидел работы Микеланджело и Рафаэля. Из Италии Роден писал жене: «Должен признаться, что я ем не всегда регулярно, а только тогда, когда больше нечего смотреть…» И теперь, в этой новой мастерской на улице Фурно в Париже он принимает натурщиков и расставляет вдоль стен привезенные из Бельгии авторские работы. Скоро одна из них отправится в Салон.

В 1877 году скульптура «Бронзовый век», принятая в Салон, наконец принесет Родену славу, хоть и неоднозначную. Скульптора обвинили в использовании слепка с живого (или того хуже мертвого) натурщика. Натурщик, бельгийский солдат, согласился предстать обнаженным перед жюри, его не выпустили из страны, потом назначили комиссию по расследованию, потом была написана жалоба помощнику министра. Чем абсурднее становился скандал, тем чаще звучало имя Родена и тем больше внимания привлекала его работа, защитников и почитателей становится больше, чем критиков. Не растет только благосостояние Родена – государство не купило скульптуру «Бронзовый век». А находить частных заказчиков для скульптора, в отличие от живописца, – задача невыполнимая. И в подготовке ко Всемирной выставке 1878 года он снова участвует как анонимный декоратор.

На улице Университетской, рядом с Марсовым полем

Мастерские на складе мрамора государство предоставляло скульпторам, которые работали над масштабными общественными проектами. Родену выделили две, когда он в 1880 году получил первый грандиозный заказ – входная дверь (6 метров в высоту) в Музей декоративного искусства. В мастерской на Университетской Роден начнет работу над самым грандиозным проектом «Врата ада», будет его менять и дорабатывать, но так и не закончит.

Практически все деньги, полученные от государства в качестве аванса, скульптор тратит на изготовление слепков, отливку форм, оплату работы натурщиков, которым следовало целый день просто находиться в студии, передвигаться из угла в угол в ожидании точной позы и команды «замереть». Работая над «Вратами ада» Роден сделал сотни рисунков, уничтожил десятки эскизов и создал 200 фигур – и некоторые со временем отделились от общего ансамбля и зажили самостоятельно – это и «Мыслитель», и «Поцелуй», и «Три тени». Через 23 года после получения заказа Роден вернет государству аванс и оставит непосильные, никогда не готовые завершиться «Врата ада» себе.

За этим заказом последуют другие: памятник «Граждане Кале», памятник Виктору Гюго. О Родене узнают в Швеции, Бельгии, Англии, Голландии. В 1889 году в галерее Жоржа Пти проходит совместная выставка Моне и Родена: 70 картин и 36 скульптур. Родена зовут преподавать.

На Итальянском бульваре

Преподавать уже именитому скульптору предстоит для нескольких девушек. Они сняли мастерскую, вместе оплачивают работу натурщиков и мечтают, чтобы их учил Роден. Среди учениц – 19-летняя Камилла Клодель, самая вдохновляющая и самая разрушительная страсть Огюста Родена. Он покупает дом на берегу Сены в Париже, но переезжает туда с Розой, женщиной, которая рядом с ним уже 20 лет. А Камилла – помощница, ученица, любовница, модель, сила, гений, буря, острый ум. Она каждый день приходит к Родену в мастерскую на Итальянском бульваре, она потрясает мощью таланта, вдохновляет и помогает, а иногда в скандалах, все более настойчивых и пугающих, выпрашивает для себя путешествие – только вдвоем, только с Огюстом. Он сообщает Розе, что уедет на пару дней, а исчезает на месяцы. Камилла обещает покончить с собой и устраивает скандалы все чаще, Роза ворчит и жалуется, с надеждой высматривает в Огюсте признаки болезни: тогда он останется дома на несколько дней и будет принадлежать только ей. Так не могло продолжаться долго – Роден сбегает в Швейцарию, отдыхать и лечиться, Камилла уничтожает все свои скульптуры и живет затворницей, Роза терпеливо ждет дома.

Вилла Брийан

Виллу Брийан Роден купил на пике славы – к небольшому зданию пристроил просторную мастерскую и, наслаждаясь наконец финансовой уверенностью, страстно наполнял ее антикварными вещами и мебелью, развешивал любимые картины импрессионистов. Он получил все три ордена Почетного легиона во Франции и национальные медали тех стран, где его принимали с выставками, он стал председателем жюри Общества изящных искусств, у него появились счета в банке и деньги в сейфе. У него работают толковые восхищенные секретари (некоторое время Рильке), которых он без причин и объяснений по очереди выставляет за дверь. В его доме собираются помощники и ученики, их больше с каждым годом. Но Роден все чаще повторяет уже созданные раньше скульптуры, делает на заказ по баснословным ценам в разных размерах, но почти не работает над новыми масштабными официальными заказами.

Отель Бирон

Отель Бирон – дворец со странной и путанной историей: построен по заказу богача-торговца, принадлежал маршалу, потом - монахиням, его собирались снести, он ветшал и дожидался решения властей. Тогда отдельные комнаты стали временно сдавать художникам и артистам – за гроши. Здесь проводил занятия с учениками Матисс и уроки танцев – Айседора Дункан. Роден снял в отеле две комнаты для мастерской – и начал потихоньку перевозить в эти огромные залы свои скульптурные коллекции, рисунки. Потерявший голову от женского внимания, устраивал здесь мимолетные свидания, не сильно разбирая, охотится ли очередная пассия за его очарованием или за его деньгами. Он стал неразборчив в связях и непоследователен в поступках. Он наконец-то, после 50 лет совместной жизни и практически накануне ее смерти, женился на Розе. Но до этого и после ехал в отель Бирон и, охваченный страстью, писал очередное завещание на молодую возлюбленную. Когда в возрасте 77 лет Роден умер от воспаления легких, его друзья обнаружили несколько десятков таких бездумных завещаний.

Во Франции шла война, поэтому решение о создании музея Родена в отеле Бирон было временно отложено. Его откроют через два года.

Автор: Анна Сидельникова
Перейти к биографии