Описание работы «Граждане Кале»
Статуя без пьедестала! Шесть раскиданных по площади фигур! Этот Роден сумасшедший, если думает, что городские власти согласятся установить это. Когда члены совета французского города Кале заказывали Огюсту Родену памятник, они совсем не ожидали такого смехотворного результата.
Заказ был простым: создать памятник в честь героического поступка, совершенного жителями города Кале во время Столетней войны. Эту историю знал каждый французский школьник. Английский король Эдуард III после долгой осады города предложил изможденным жителям сдаться. Но 6 самых знатных и почитаемых горожан должны прибыть в лагерь английского короля – отдать ключи от города и умереть. Роден решил: 6 фигур героев Кале он разместит прямо на улице, чтобы прохожие могли буквально заглянуть в глаза каждому, почувствовать себя частью происходящего. Каждая из фигур демонстрирует разную реакцию на ожидаемую гибель: готовность, решимость, отчаянье, ужас, смирение, растерянность. Они еще не знают, что жена английского короля вымолит у мужа для них помилование – и поэтому готовятся к смерти.
Это сегодня городская скульптура может возникнуть посреди улицы, выползать из-под земли, выскакивать из воды, но это стало возможно благодаря Родену. До Родена никто никогда такого не делал: шесть разрозненных фигур, рассмотреть которые можно только обойдя памятник, их не увидишь вместе ни из одной точки. Памятник в честь подвига – но героическая патетика напрочь отсутствует. Как, впрочем, отсутствует и центральная фигура – ее наличие до сих пор было непреложным правилом официальной скульптуры. У Родена каждый герой переживает приближение смерти в одиночку.
Предоставив предварительный проект памятника, Роден получает ответ от властей Кале:
«Мы не так представляем себе наших славных горожан, отправляющихся в лагерь английского короля. Изображение их обессиленными и удрученными оскорбляет наши религиозные чувства… Общий силуэт должен быть более элегантным. Автор мог бы нарушить монотонность и сухость внешних линий, варьируя размеры шести персонажей. Мы отмечаем, что скульптор представил Эсташа Сен-Пьера в рубахе из слишком грубой ткани с тяжелыми складками, тогда как, согласно историческим сведениям, его одежда была более легкой… Мы считаем своим долгом настоять на том, чтобы месье Роден изменил позы, внешний вид и силуэт группы».
Только в 1929 году памятник был установлен перед городской ратушей, на уровне земли, фигуры героев смешались с толпой обычных горожан – все, как задумал Роден. Но как и многие другие важные скульптуры, «Граждане Кале» отливались в нескольких вариантах – и сейчас их 12 по всему миру (законодательство Франции ограничивает количество отливок известных скульптур именно до 12).
Один из арт-критиков The Guardian написал, что самая важная городская скульптура Лондона (да и всей Британии) – это «Граждане Кале» француза Огюста Родена. Пожалуй, этот памятник – самый яркий пример того, что Роден называл динамикой скульптуры, ее сценичностью. Следуя за самым решительным персонажем (это Эсташ Сен-Пьер), остальные фигуры разворачивают друг за другом разные степени отваги, позволяя зрителю прожить их во времени – как длящееся переживание, длящийся поступок.
Кстати, с памятником повезло не только Лондону. Один из 12 скульптурных ансамблей «Граждане Кале» находится в столице Великобритании, еще по одному – в Париже и в самом Кале. Остальные – в Израиле, Америке, Австралии, Швейцарии (наведите курсор в правый верхний угол изображения, чтобы увидеть "Граждан Кале" из разных городов).
Автор: Анна Сидельникова