«Солнце над крышами» показывает нам главный объект, который Лентулов изображал на своих картинах всю жизнь, иногда напрямую, как здесь, иногда – иронично, как в своем
автопортрете «Великого художника», иногда косвенно, потому что
солнца на картине могло не быть, но его сияние ощущалось.
Американский славист, профессор искусствоведения Джон Боулт сравнивает значение Лентулова для российской живописи с местом
Матисса в мировой:
«Матисс, пожалуй, более экспериментальный, чем Лентулов, но у Лентулова такое же увлечение краской как таковой, которое мы находим у Матисса». И действительно, смелость и сочность красок Лентулова сопоставимы с манерой знаменитого фовиста (
1,
2).
Марианна Лентулова, дочь художника, вспоминала, как отец как-то проснулся рано утром, увидел на крыше соседнего дома огромный сияющий шар, заливающий всё вокруг лучами, пришел в необычайное возбуждение, перебудил домашних, чтобы показать это, а потом сразу же сел писать. Иногда он даже жаловался, что глаза устают, когда он пишет солнце «с натуры», но отказаться от такого удовольствия не мог.
По отношению к работам Лентулова слова «энергия цвета» становятся буквальным определением. Закатное солнце, окрасившее дома в багрянец, кажется бесконечным источником силы и энергии. К изображению закатов Лентулов
пристрастился на Волге. Но, удивительное дело, перенесенное в Москву волжское солнце, лишенное природного обрамления, заиграло пронзительнее и ярче. Если волжский закат написан мягко, в естественных тонах, то попавшая в город солнечная стихия, будь то
восход или закат, наполнена экспрессией, страстью, это настоящее событие, выбивающееся из естественного хода вещей.
В 1920-е годы Лентулов возвращается к пейзажам, частично отходит от идей кубизма, в его картинах чувствуется увлеченность
Сезанном (и Лентулов
для сравнения). В работах этого периода ощущается
внутренняя напряженность, в отличие от более ранних картин, в которых Лентулов стремился оглушить зрителя внешними средствами по максимуму. Даже сияние солнца в этот период – либо на фоне оттеняющих его сумрачных зданий, либо в естественной природной среде. Ранний Лентулов, пожалуй, изобразил бы «солнце на фоне солнца».
Автор: Алена Эсаулова