Ранее ошибочно считалось, что человек, запечатлённый на картине Виже-Лебрен, - это литератор и государственный деятель екатерининской эпохи Федор Головкин. Атрибуция 1929 года, которая сейчас считается бесспорной (принадлежит С.О.Гилярову), утверждает, что это
портрет Станислава II Августа Понятовского.
У художницы Элизабет Виже-Лебрен, несмотря на «лёгкую» кисть, была «тяжёлая рука». Некоторые из монарших особ, кого ей доводилось портретировать, закончили свои дни бесславно или трагически.
Так, супруга Людовика XVI
Мария-Антуанетта, которую Виже-Лебрен неоднократно писала и с которой была дружна, была казнена в ходе Французской буржуазной революции; она стала последней королевой Франции, в дальнейшем этот титул был упразднён. Но Мария-Антуанетта оказалась не единственной в условном «черном списке последних монархов» Виже-Лебрен. Станиславу Августу II Понятовскому, чей портрет она создала в 1797-м году во время пребывания в Петербурге, довелось стать последним королём Польши (в 1764-м польский Сейм единогласно избрал его королём, а в 1795-м, после занятия Суворовым Варшавы и 2-го раздела Польши, Понятовский был вынужден отречься от престола и бежать).
Конечно, это всего лишь совпадение, а не мистика. Тем более, Понятовский ко времени написания портрета уже перестал быть королем, так что никакого «проклятия Виже-Лебрен» не существовало. Но как раз мистика натуре Элизабет Виже-Лебрен была далеко не чужда. В своих мемуарах она хвасталась, что замечательно умеет предрекать события, просто глядя на лица. И один из случаев подобных предсказаний касался как раз Станислава Августа Понятовского. Якобы, взглянув на него и заметив, что левый глаз короля в изгнании выглядит более тусклым, чем правый, Виже-Лебрен напророчила ему скорую смерть. И Понятовского, действительно, через несколько дней разбил удар.
На этом портрете Станиславу Понятовскому около 65-ти лет. Все главные события его бурной жизни остались далеко позади. Правда, в отличие от Марии-Антуанетты, после свержения с престола он не был казнён. Но ему пришлось коротать свои дни вдали от родины, в России - стране, которая вместе с Пруссией была ответственна за 2-й раздел Польши, которому Понятовский сопротивлялся, пока мог.
В целом Элизабет Виже-Лебрен отличала весьма идеализирующая манера письма, и желание польстить модели сказывалось на качестве её живописной продукции не лучшим образом. Однако «Портрет Понятовского» не слишком грешит украшательством или сентиментальностью - напротив, это один из лучших мужских портретов Виже-Лебрен.
Мы видим перед собой пожилого и, вероятно, разочарованного человека. Когда-то он был жизнелюбом и бонвиваном [от фр. bon vivant – сибарит, букв. «хорошо живущий»]. Однако вмешательство истории изменило характер Понятовского – он стал сдержаннее и задумчивее. И хотя его поза и высоко поднятый подбородок выдают в нем некую родовую гордость, «польский шляхетский гонор», в выражении его глаз Виже-Лебрен хорошо удаётся передать возникшую под влиянием обстоятельств неуверенность и сдержанную печаль.
Автор: Анна Вчерашняя