Описание картины «Метаморфозы Нарцисса»
Эта небольшая картина имела особое значение для Сальвадора Дали, была ключевым мифом, на котором строится «далинистская мифология», достаточно откровенной, чтобы претендовать на такой статус, и достаточно запутанной, чтобы не выдать всю правду. Дали взял ее с собой в Лондон, когда отправлялся на встречу с Зигмундом Фрейдом. Хотел продемонстрировать картину самому знаменитому исследователю бессознательного, кумиру своей юности. Похвастать перед Фрейдом глубиной погружений в собственную голову и смелостью, с которой демонстрировал обнаруженные там в избытке детские комплексы.
Чтобы все прояснить и еще надежней запутать, Дали написал к картине длинную сопроводительную поэму, в которой дает точную инструкцию о том, как на нее смотреть. Отойти подальше и, глядя пристально-рассеянным взглядом, ждать, когда настанет момент истины мифа, метаморфоза – фигура Нарцисса исчезнет, растворится, и из ее тени возникнет очертание руки, держащей семя. Из этого семени вырастет новый нарцисс – теперь уже цветок. Очертания руки в точности повторятся в известняковой статуе, держащей яйцо, из которого уже прорастает цветок.
Эта картина и эта поэма – первые в истории, созданные в соответствии с паранойя-критическим методом, утверждает Дали. Этот метод, собственное изобретение художника, был вызовом сюрреалистическому автоматическому методу. Метод Дали активен и господствует над реальностью, перекраивает ее в соответствии с игрой мыслей, словесными каламбурами, соединением разных образов и культур. Автоматизм, который проповедует Бретон (предводитель сюрреалистов), - метод пассивный, при котором художник или поэт подчиняется реальности, берет, не раздумывая, все, что она готова ему предложить, и послушно переносит этот поток в произведение. Одним словом, мозг Дали постоянно бодрствует и порождает математически точные образы, а остальные сюрреалисты бредят во сне и этим бредом делятся со всеми. Дали слишком умен, чтобы просто бредить. И достаточно безумен, чтобы еще нуждаться в каких-то специальных приемах вроде автоматического письма.
«Метаморфозы Нарцисса» - лучший пример паранойя-критического метода. Но обязательно в связке с поэмой. В ней Дали разбрасывает хлебные крошки, по которым можно отправиться в захватывающее путешествие и распутать ход его фантазии. Прекрасный Нарцисс постепенно тонет в собственном отражении, не в силах от него отвести взгляд – известный миф. Нарцисс-цветок растет из луковицы. У кадакесских рыбаков есть пословица: «Луковица в башке проросла». Когда так говорят о человеке, имеют в виду то самое, что в психологии зовут комплексом. Образ готов:
…О недвижный Нарцисс!
Как неспешно и как плотоядно
поглощает тебя отраженье -
так травы сгрызают тело.
И тебя уже нет.
Ты незрим.
Ничего не останется. Только белый эллипс -
тень твоей головы кудрявой.
Лишь еще нежнее,
еще бережней ее стиснут пальцы -
легкие водные струйки,
пальцы той неощутимой руки,
что к тебе простирает омут,
жадной, призрачной, грозной,
смертельно опасной руки -
отраженья твоей.
И когда голова твоя
рухнет,
канет,
взорвется,
расколется
и разлетится,
снова, снова и снова
родится цветок -
Нарцисс.
Дали остается сделать последнее признание «Нарцисс – это я!» И окончательно все прояснить и все запутать.
Автор: Анна Сидельникова