войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет, Религиозная сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1954
Размер: 195×124 см
Регион: Нью-Йорк
Работа в подборках: 48 подборок
Тэги

Описание картины «Распятие. Гиперкубическое тело»

Вернувшись из Нью-Йорка 27 марта 1953 года на пароходе «Америка», Дали объявил собравшимся в порту Гавра репортёрам, что собирается создать картину, которую сам же назвал сенсационной – взрывающийся Христос, ядерный и гиперкубический. Он сказал, что это будет первая картина, написанная в классической технике и по академической формуле, но на самом деле состоящая из кубических элементов. Репортеру, который спросил, почему он хочет изобразить взрывающегося Христа, художник ответил: «Я пока не знаю. Сначала у меня возникают идеи, а объяснение приходит позже. Эта картина будет величайшей метафизической работой моего лета».

Дали приступил к работе в конце весны 1953 года в Порт-Льигате, но датирована она годом окончания – 1954-м. В декабре её выставили в галерее Carstairs в Нью-Йорке. Картина может считаться одним из его самых значительных религиозных произведений в классическом стиле, наряду с «Мадонной Порт-Льигата»«Христом святого Иоанна Креста» и «Тайной вечерей», которая находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Дали определил стиль картины как «метафизический трансцендентный кубизм» и добавил: «Она целиком основана на «Трактате о кубической форме» Хуана де Эрреры, архитектора Филиппа II, строителя дворца Эскориал. Это трактат вдохновлён работой «Ars Magna» («Высокое искусство») каталонского философа и алхимика Раймона Луллия. Крест образован восьмигранным гиперкубом. Число девять узнаваемо и становится подчёркнуто единосущным с телом Христа. Чрезвычайно благородная фигура Галы представляет идеальный союз развития гиперкубического октаэдра на человеческом уровне куба. Она изображена перед заливом Порт-Льигата. Самые благородные существа были написаны Веласкесом и Сурбараном. Я же лишь подхожу к благородству, рисуя Галу, а благородство может вдохновляться только человеком».

Гала Дали смотрит на распятие как благоговейный свидетель, закутанная в золотые и белые одежды. Она стоит на гигантской шахматной доске, а вдали виднеются узнаваемые очертания каталонских гор.

«Распятие» – потрясающая работа, в которой удачно сочетаются элементы «ядерного мистицизма», которым Дали увлёкся в то время, с его обращением к католическому наследию. В этой работе художник изображает распятие в эпоху современной науки, завершая свою тему, начатую в картине «Христос святого Иоанна Креста».

Особо стоит отметить потрясающе атлетическую фигуру распятого Спасителя. Даже отверстия от гвоздей в ладонях и ступнях отсутствуют, поскольку Дали представляет нам его совершенное искупление. Сам крест, восьмигранный куб, представляет собой возможное теоретическое отражение отдельного четырёхмерного мира. Увлечение Дали математикой связано с его возвращением к католической вере в более поздние годы. Этот союз демонстрирует утверждение Дали о том, что два, казалось бы, диаметрально противоположных мира веры и науки могут сосуществовать.

Эта двухметровая картина входит в список «Восемнадцати шедевров», составленный Рейнольдсом Морсом, поклонником и коллекционером Дали.
Комментарии