Регистрация
1641, 152×203.5 см • Масло, Холст
Доп. изображения —

Описание картины «Святая Инесса»

«Святая Инесса», хранящаяся в картинной галерее Дрездена, по праву считается одной из лучших картин позднего Хосе Риберы.

«Святая Инесса» Х. де Риберы: детали сюжета

Житие этой святой весьма необычно. Инесса была юной и прекрасной римлянкой, дочерью богатых родителей. Втайне от семьи она приняла христианство. За это девушка была приговорена к обезглавливанию. Её мучители оказались изобретательными: по их замыслу, до места казни Инесса должна была прошествовать обнажённой. Она шла сквозь возбуждённую толпу, снедаемая тысячами жадных глаз. Спотыкалась, когда её подталкивали похотливые руки стражников. Однако Бог, за веру в которого Инесса шла на плаху, всё же услышал моление избавить её если не от смерти, то хотя бы от позора. Мгновенно отросшие волосы и белый покров, спущенный ангелом с неба, скрыли её наготу от беснующейся толпы.

«Святая Инесса» Х. де Риберы: замысел и композиция

Интересно, что на картине не находится места римскому плебсу, хотя динамичные многофигурные композиции (например, толпа, с жестоким удовольствием распинающая святого Варфоломея) хорошо удавались Рибере. Очевидно, здесь имеет место приём вовлечения: все глазеющие на Инессу должны размещаться на том же месте и смотреть на святую под тем же углом, что и зрители картины. Зритель, таким образом, из пассивного соглядатая превращается в невольного соучастника всего того, что происходит с Инессой.

По-видимому, Риберу в данном случае интересуют не противопоставление христианской святой – грешному миру, а лишь глубина внутреннего состояния самой Инессы. Ему важно передать её наивность, её детскую трогательность. Для достижения этой цели Рибера делает фон размытым и максимально условным, а саму фигуру Инессы, напротив, выписывает очень тщательно. Мы можем видеть следующие детали: отдельные пушистые пряди её волос, серебрящиеся у глаз слезинки, пронизанные розовым светом тонкие пальцы. Все они написаны с озязаемой вещественностью.

«Святая Инесса» Х. де Риберы: особенности колорита

Одно из главных достоинств «Святой Инессы» – её колорит. Она создана в то время, когда Рибера отказался от резких светотеневых контрастов, а палитра его картин стала более светлой и уравновешенной.

Здесь есть некоторый парадокс: многие картины художника (и «Святая Инесса» в особенности) кажутся едва ли не монохромными, заставляя вспомнить о пресловутой «испанской мрачности», при этом Рибера считается одним из лучших колористов своего времени. В чем здесь дело? Вероятно, в «пятидесяти оттенках серого» в творчестве Риберы. Невероятное богатство тонов и рефлексов, для каждого из которых даже нет отдельного названия – разнообразных невнятно-коричневых, серебристо-бежевых, серо-розовых и буровато-зелёных – заставляет знатоков восхищаться великолепной и мощной тональной живописью Риберы.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Альбрехт Дюрер. Семь печалей Девы Марии
  • Габриель Метсю. Автопортрет с женой Изабеллой де Вольф в таверне
  • Школа Гвидо   Рени. Венера и Амур
Галерея Старых Мастеров, Дрезден
Собирает Ирина Олих
41 работа • 0 комментариев
  • Герард де Лересс. Диана
  • Антонио де Переда. Терновый венок
  • Антонио де Переда. Положение во гроб
Средневековье
Собирает Гели Раубаль
60 работ • 0 комментариев
  • Адольф Вильям Бугро. Маленькие Амур и Психея
  • Адольф Вильям Бугро. Пьета
  • Хосе де Рибера. Святая Инесса
Любовь и вдохновения
Собирает Гели Раубаль
12 работ • 0 комментариев
  • Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своих детей
  • Александр Андреевич Иванов. Ветка
  • Илья Иосифович Кабаков. Праздник №1
Paintings that changed my life
Собирает Natasha Abaeva
53 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Герард де Лересс. Диана
0
Диана
Адольф Вильям Бугро. Маленькие Амур и Психея
4
Маленькие Амур и Психея
Адольф Вильям Бугро. Пьета
2
Пьета
Илья Иосифович Кабаков. Праздник №1
2
Праздник №1
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP