Картина американского художника
Джеймса Эббота Макнил Уистлера «Розовое и серебряное: Принцесса из страны фарфора» была написана в промежутке между 1863 и 1865 годами. Работа стала знаменитой после того, как стала главным художественным акцентом
«Павлиньей комнаты» - живописного убранства столовой в лондонском особняке судоходного магната Фредерика Лейланда.
Моделью для этой картины Уистлера стала гречанка английского происхождения Кристина Спартали, сестра художницы
Марии Спартали-Стиллман, которая также была одной из любимых моделей художников, входящих в
Братство прерафаэлитов. «Принцесса из страны фарфора» - одна из нескольких работ Уистлера, написанных в этот период: художник изображал европейских женщин в восточных нарядах и в восточных же декорациях. «Англо-японский» стиль был очень популярен в викторианской Англии с середины XIX века, особенно после Международной выставки 1862 года в Лондоне, где была представлена японская экспозиция.
На сохранившемся эскизе художник изобразил цветы, которые позже исключил из композиции основной картины. Ширмы на заднем плане, возможно, принадлежали самому Уистлеру, равно как и виднеющаяся справа внизу ваза. Судя по картинам, написанным матером в тот же период -
«Каприз в пурпуре и золоте: золотой экран» (1864) и
«Уистлер в своей студии» (1865), восточного декора у него было достаточно.
После окончания портрета Уистлер предполагал, что его купит отец модели, богатый греческий предприниматель и будущий греческий консул в Лондоне Михаил Спартали. Однако крупная подпись Уистлера, расположенная слева в углу, рядом с головой модели, тому не понравилась. В итоге картину приобрел Фредерик Лейланд, владелец судоходной компании «Leyland Shipping Line», известный коллекционер китайского бело-голубого фарфора эпох династий Цин и Канси.
Несколько лет спустя, в 1873 году, Лейланд задумал реконструкцию своего лондонского дома на Princes Gate, 49. Работа над столовой был доверена британскому архитектору Томасу Джекиллу. Помещение было решено превратить в выставочное пространство для коллекции фарфора Лейланда, а главным акцентом должна была стать «Принцесса из страны фарфора» кисти Уистлера, которую поместили на северной стене.
Джекилл заболел, и заканчивать работы над столовой поручили Уистлеру. В порыве вдохновения художник полностью изменил дизайн своего предшественника. Известный своими тонкими цветовыми гармониями и элегантным чувством дизайна, художник полагал, что красные розы старинных кожаных обоев не гармонировали с красками его «Принцессы»… Так родилась знаменитая
«Гармония в голубом и золотом: Павлинья комната», шедевр Уистлера, за который Лейланд так и не заплатил – но и не стал ничего менять.
После смерти Лейланда «Принцесса» была продана с аукциона. Через третьи руки ее обладателем стал американский промышленник и коллекционер Чарльз Ланг Фрир, друг и почитатель таланта Уистлера, обладатель самого большого собрания его произведений (1189 картин и предметов искусства). Год спустя Фрир анонимно приобрел у наследников Лейланда всю «Павлинью комнату», которую перевез в Детройт и расположил в своем особняке. После кончины мецената все его собрание было передано в дар государству. Экспозиция разместилась в стенах
Галереи искусств Фрира в Вашингтоне, которая была открыта для публики в 1923 году. «Павлинья комната» и ее жемчужина – картина Уистлера «Розовое и серебряное: Принцесса из страны фарфора» - стали частью экспозиции этого музея.