В наследии Уильяма Хогарта есть и куда более традиционные автопортреты –
перед мольбертом или
в официальном парике, но наиболее знаменит именно
«Автопортрет с собакой» (1745), ведь в нём сконцентрировано всё, что было дорого Хогарту.
По форме это «портрет в портрете», ставший весьма популярным еще в искусстве
барокко. Перед овальным портретом Хогарта важно восседает его любимый пёс. История даже сохранила его имя – Трамп. Это именно реальный пёс, а вовсе не глубокомысленная аллегория: бездетный художник настолько любил животных, что когда кто-то из его собак или птичек умирал, даже устраивал им могилки прямо перед окнами своего поместья.
Опорой «портрету в портрете» служит стопка книг, подбор которых также далеко не случаен. Трое великих английских писателей – Уильям Шекспир, Джон Мильтон и Джонатан Свифт – были не только любимыми авторами Хогарта, но и в определённом смысле основанием, литературной «опорой» его собственного подхода к искусству, его реализма и его сатиры. К тому же со Свифтом Хограт был не только лично знаком, но и приятельствовал. Автор «Гулливера» поддерживал Хогарта в их обоюдной творческой стратегии разить сатирой пороки людей – этих, как выражался Свифт,
«скотоподобных существ».
«Общее совершенствование рода человеческого» – так формулировал свою задачу Свифт, и наверняка под этой целью подписался бы и Хогарт.
«Как же мне тебя недостает, мой ироничный друг Хогарт! Некоторые называют тебя дерзким забиякой – их можно понять: уж слишком ты правдив и категоричен в своих портретах!» – прочувствованно писал из Ирландии Свифт. Нужно сказать, что эта категоричность нередко выходила Хогарту боком. Однажды высокопоставленный вельможа отказался забирать свой портрет и платить за него – настолько реалистически-неприглядно изобразил его Хогарт. Но художник не растерялся. Он послал вельможе письмо с уведомлением: если его милость не соизволит оплатить работу в срок до трёх дней, то его портрет с добавлением хвоста и еще некоторых интересных деталей будет выставлен в городском зверинце.
Но обаяние Хогарта заключено в том, что он смотрит с долей насмешки не только на окружающих, но и на самого себя. Существует мнение, что этим автопортретом Хогарт воздаёт самому себе по заслугам за жизнь, полную лишений и труда. Но обратим внимание, как именно он, нескромно считавший себя лучшим художником Англии, это делает. Хогарт не создаёт парадного портрета, которым мог бы себя возвеличить. Он не пишет автопортрет в торжественной тишине творческого процесса – с кистью в руках и в атмосфере священнодействия. Наоборот – художник изображает себя без парика, в халате и домашнем колпаке. Хогарт не церемонится с собой, как не церемонился он со своими героями. Один из поклонников таланта художника справедливо заметил
«Хогарт – типичный англичанин: честный, смелый и очень непосредственный».
Слева внизу Хогарт пишет палитру. На ней изображена S-образная кривая и надпись
Тhe Line of Beauty and Grace - линия красоты и привлекательности (грации). Хогарт еще называл её
«змеевидной линией». Через 8 лет после написания «Автопортрета с собакой» художник опубликовал трактат «Анализ красоты», где теоретически обосновывал своё убеждение, что S-образная линия – это универсальный «знаменатель прекрасного»: всё, что мы находим красивым, полагал Хогарт, так или иначе, имеет в основании подобную кривую.
Автор: Анна Вчерашняя