Регистрация
1821, 80.5×66.5 см • Масло, Холст
Доп. изображения —

Описание картины «Гумно»

Картина «Гумно» – первый по времени и самый знаменитый шедевр Алексея Венецианова, который хранится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Вот несколько малоизвестных фактов о нем.

«Гумно» – творческое соревнование с французским живописцем Гране
Эту работу Венецианова принято считать квинтэссенцией русского быта и русского духа. Но немногие знают, что задумана она была как «ответ» французскому живописцу Франсуа Мариусу Гране. Дело в том, что Венецианов, сделавший краеугольным камнем своей системы воздушную перспективу, интенсивно изучал также перспективу линейную. Он был совершенно очарован тем, как исполнена перспектива в картине Гране «Внутренний вид хоров в церкви Капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме» и провёл много часов в Эрмитаже за её созерцанием. Так итальянский вид французского художника инспирировал появление русского шедевра.

Ради картины Венецианов велел своим крестьянам выпилить у помещения гумна фронтальную стену
По большому счету, это единственная условность во вполне реалистичной картине. На такую вынужденную меру пришлось пойти, поскольку перед Венециановым стояли две взаимоисключающих задачи. С одной стороны, он должен был как можно ближе к натуре передать внутреннее пространство гумна. С другой стороны, ему хотелось, чтобы свет на картине был максимально естественным. Разумеется, темнота помещения не позволяла решить обе задачи, поэтому решено было изъять переднюю стенку.

Фигуры на полотне похожи на остановившиеся кадры кинохроники
Некоторых зрителей Венецианова раздражают застывшие позы на его полотнах. Люди часто изображены так, будто нарочно остановились, чтобы дать себя нарисовать. Отчасти этот упрёк справедлив. И на картине «Гумно» крестьяне выглядят вынужденно зафиксировавшимися за определёнными действиями. Сидящая крестьянка в левом углу неторопливо разматывает онучи. Крестьянин в зипуне и лаптях справа неестественно замер, опираясь на сруб стены. Одна из женщин, картинно отставив руку с серпом, что-то говорит товарке; вторая меланхолично смотрит вдаль (считается, что это единственная фигура на картине, у которой передана психологическая динамика). Установка на некоторую статичность была сознательным выбором Венецианова. Он предпочитал показать момент остановки внешнего действия, чтобы рельефнее высветить внутреннюю глубину.

Работа над картиной была столь напряжённой, что после неё художник заболел
Процесс написания так увлекал Венецианова, что он работал над картиной весь световой день, а когда наступала ночь, не мог дождаться рассвета, чтобы снова начать писать. Он вложил в «Гумно» все свои идеальные представления о ценности крестьянского труда, заранее зная, что останется непонятым большинством коллег и не оцененным публикой. По окончании работы Венецианов ощутил такое опустошение, что даже слёг.

Неожиданно для Венецианова полотно было куплено императором Александром I
«Гумно» было представлено на Академической выставке в 1824 году. Как и ожидал Венецианов, его колеги осмеяли картину и, с высоты своей академической выучки, подвергли ее сокрушительной критике. Изумлению художника не было предела, когда ему сообщили, что картину желает приобрести император. Разумеется, после этого у Венецианова сразу сформировался круг поклонников и ценителей, его картины начали покупать и не особо чтимый до того момента художник впервые ощутил сладость признания.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Стиль и техника: Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Алексей Гаврилович Венецианов. Портрет В. С. Путятиной
  • Алексей Гаврилович Венецианов. Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка П. А. Чичерина
  • Алексей Гаврилович Венецианов. Портрет детей Панаевых с няней
Венецианов
29 работ • 0 комментариев
  • Валентин Александрович Серов. Портрет княгини Ольги Орловой
  • Валентин Александрович Серов. Княгиня Юсупова в своём дворце на Мойке
  • Василий Григорьевич Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагмент
русский музей
Собирает Inna Kalinina
70 работ • 0 комментариев
  • Алексей Гаврилович Венецианов. Гумно
  • Василий Иванович Суриков. Утро стрелецкой казни
  • Василий Иванович Суриков. Боярыня Морозова
Вступительные
Собирает Ольга А
52 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Александр Александрович Дейнека. Текстильщицы
3
Текстильщицы
Валентин Александрович Серов. Княгиня Юсупова в своём дворце на Мойке
12
Княгиня Юсупова в своём дворце на Мойке
Валентин Александрович Серов. Портрет княгини Ольги Орловой
15
Портрет княгини Ольги Орловой
Василий Григорьевич Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагмент
0
Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагмент
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP