Регистрация

Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга

Предложить название
1838, 351×260 см • Масло, Холст

Описание картины «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга»

«Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» - масштабное (260 на 351 см) полотно, украшающее парадную лестницу Государственной Третьяковской галереи. С ним связано несколько интересных историй.

«Петр Великий…» - единственная картина Венецианова в историческом жанре
Эта картина совсем не характерна для творчества Венецианова. Не получив академического художественного образования, он отнюдь не был мастером исторической живописи, специализируясь на портрете и сельском жанре. Что заставило его взяться за проект такой ответственности и сложности, каким было изображение Петра, не имея для этого необходимого опыта и склонностей?

Венецианов загорелся идеей писать «Петра Великого» для конкурса, объявленного властями Санкт-Петербурга. Его спонсором выступил миллионер Анатолий Демидов. Победителю присуждалась премия в 8 тысяч рублей – очень крупная для своего времени сумма. Это могло поправить пошатнувшиеся финансовые дела художника, тратившего все свободные средства на выкуп из крепостной зависимости и обучение художественным навыкам способных крестьян.

Для картины Венецианов просил императорскую канцелярию выдать ему костюмы петровской эпохи
Чувствуя себя неуверенно в историческом жанре, Венецианов официальным письмом просил выдать ему костюмы петровских времён. Он рассчитывал надеть их на натурщиков и благодаря этому добиться достоверности. Но получил от монаршей канцелярии отказ. Максимум, который ему позволили, – бегло зарисовать костюмы в хранилище, отчего бархатные камзолы Петра и его придворного выглядят не слишком убедительно.

Чересчур правильные черты Императора Петра вызывают подозрения
Премию Венецианов так и не получил, хотя его работа на конкурсе оказалась самой сильной. Комиссия Академии решила никому не присуждать первый приз.

Современные специалисты неоднократно фиксировали странности «Петра Великого». Во-первых, желто-зеленое небо было выписано совсем не по-венециановски. Во-вторых, удивляли пропорции камня (позднее он окажется в основании «Медного всадника»): по непонятным причинам на картине он выглядел значительно меньше, чем был в реальности. В-третьих, уж больно правильными и слащавыми и оттого недостаточно выразительными выглядели черты лица Петра (Венецианов, кстати, изображал его не впервые).

У экспертов зародилось подозрение, что верхний красочный слой мог не принадлежать кисти Венецианова, а быть более поздним «напластованием». Сделанная рентгенограмма подтвердила это предположение: под вторым слоем скрывается ещё один. После напряжённого обсуждения на реставрационном совете было принято рискованное решение произвести «расчистку» холста.

Верхний красочный слой «Петра Великого» не принадлежит Венецианову
Результат, хоть и был отчасти предсказуемым, всё равно потряс: Гром-камень в оригинале действительно был крупнее и пропорциональнее, а лицо Петра художник написал гораздо более брутальным, зато более эмоциональным и живым. Выяснилось, что ранее на полотне произошёл разрыв и неизвестный горе-реставратор, исправляя положение на собственный страх и риск, «подправил» работу Венецианова.

В 2005-2006 годах, накануне 150-летия Третьяковской галереи, намечалась плановая реставрация картины. Описанные выше открытия вынудили сделать реставрацию более глубокой и масштабной (репортаж о реставрации картины Венецианова и новый облик полотна). Картине был возвращён ее изначальный облик. Обновленный «Петр Великий» вернулся на своё прежнее место у входа в Третьяковку.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет, Жанровая сцена
Стиль и техника: Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Юрий Николаевич Панцырев. Петр І и А.Д. Меншиков
  • Петр Михайлович Шамшин. Петр І спасает утопающих на Лахте
  • Александр Николаевич Бенуа. Петр Великий, думающий о строительстве Санкт-Петербурга
Петр І - самый знаменитый Романов
Собирает Ирина Олих
63 работы • 0 комментариев
  • Елизавета Васильевна Люстяева. Тро́ицкий собо́р
  • Елизавета Васильевна Люстяева. Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́
  • Елизавета Васильевна Люстяева. Город на Неве
Санкт-Петербург
175 работ • 0 комментариев
  • Иван Петрович Аргунов. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Конец 1750 - 1760-е  х.м. 86 x 71
  • Михаил Васильевич Нестеров. Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской (Выбор царской невесты)
  • Михаил Васильевич Нестеров. Иван Сусанин
История России. События и люди
217 работ • 0 комментариев
  • Сальвадор Дали. Дева Мария Гваделупская
  • Джон Уильям Уотерхаус. Сбор апельсинов
  • Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве
Ссылки на художников
75 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Михаил Васильевич Нестеров. Иван Сусанин
0
Иван Сусанин
Иван Петрович Аргунов. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Конец 1750 - 1760-е  х.м. 86 x 71
0
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Конец 1750 - 1760-е х.м. 86 x 71
Сальвадор Дали. Дева Мария Гваделупская
3
Дева Мария Гваделупская
Сальвадор Дали
1959, 200×130 см
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве
28
Большая волна в Канагаве
Кацусика Хокусай
1832, 25.7×37.9 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP