Регистрация
1886, 60×83 см • Пастель, Картон
Доп. изображения —
Аннотация
Эдгар Дега притащил в мастерскую чаны и тазы. Натурщицы приходили сюда и часами занимались своими делами: расчесывались, мылись, вытирались, зевали, одевались и раздевались. Удивленные поначалу тем, что Дега ничего не пишет, а просто наблюдает, со временем они уставали удивляться и переставали художника замечать. Этого-то ему и было нужно.

На Восьмой выставке импрессионистов, в 1886 году, когда в последний раз удалось собрать в одном зале художников, затеявших когда-то всю эту революцию, Эдгар Дега предложил семь пастелей. У них было длинное и нарочито прозаичное название, почти канцелярское или каталогизирующее (так искусствоведы, систематизирующие наследие художника, называют пачку каких-нибудь незначительных набросков и подготовительных рисунков) – «Серия обнаженных женщин — купающихся, моющихся, вытирающихся, причесывающих волосы или сидящих за туалетом в то время, как их причесывают».

Эдгар Дега, пожалуй, первый художник, который примирил обнаженную натуру и современность после нескольких столетий салоновской целомудренной традиции, предписывающей облачать обнаженное женское тело в парящие драпировки или окружать символическими атрибутами древних богинь. Вместо оправдательных греческих тог, парящих амуров, облаков, пены морской и прочего божественного антуража, которым еще лет двадцать до этого художники прикрывали наготу своих героинь, Дега вручает им мочалки и расчески. Это не вызывающая и бесстыдная нагота «Олимпии» Эдуара Мане – это самая естественная, повседневная и скучная обстановка, в которой женщина может быть раздета.

Моющиеся и причесывающиеся женщины Дега не смотрят зрителю в глаза. Да что там не смотрят – даже лиц их чаще всего не видно. Они неуклюже поднимают ногу, вылезая из ванной, бесцеремонно наклоняются и разворачиваются к нам спиной и задом, собирают в пучок мокрые волосы, чтобы тщательно расчесать, они вытирают ноги и спину. «До сих пор, обнаженная модель всегда изображалась в позах, предполагающих присутствие зрителей», - объяснял художник и добавлял, что в его задачи входило создать ощущение подсматривания в замочную скважину.

К середине 1880-х между импрессионистами-основателями движения осталось больше различий, чем проявилось точек соприкосновения. Выставка, на которой были представлены моющиеся женщины Дега – последняя совместная. Художники-бунтари повзрослели – и, каждый по-своему отказываясь от важности мимолетных впечатлений, ищут непреходящие образы, фокусируют взгляд на чем-то важном и разрешают классическому искусству на себя влиять. Искусствоведы хвалят Дега в его поисках – говорят, он, единственный ярый почитатель Энгра в импрессионистском лагере, смог в банной серии пастелей совершить еще один акт примирения. Купающиеся женщины Дега наконец-то примирили Энгра и Делакруа, примирили линию и цвет.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Ню
Стиль и техника: Импрессионизм, Пастель

Эта работа в подборках пользователей

  • Анри де Тулуз-Лотрек. Обложка журнала "Оригинальный эстамп"
  • Карл Ларссон. Старая Анна
  • Карл Ларссон. Именины
Мои Любимые
Собирает liza Finskaya
161 работа • 0 комментариев
  • Эдгар Дега. Стоящая обнаженная за туалетом
  • Эдгар Дега. Три мотива: Туалет. Портрет Марселлена Дебутена. Концерт в кафешантане
  • Эдгар Дега. После ванны. Лежащая обнаженная
Эдгар Дега
Собирает Susan Sausa
18 работ • 0 комментариев
  • Сальвадор Дали. Дворец ветра
  • Сальвадор Дали. Венера с Купидоном
  • Эдгар Дега. Ванна
Дали Сальвадор
15 работ • 0 комментариев
  • Эдгар Дега. После ванны девушка вытерает Себя
  • Эдгар Дега. Причесывающаяся женщина
  • Эдгар Дега. Женщина в ванной
Эдгар Дега. Купающиеся женщины
Собирает Anna Sidelnikova
37 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Поль Сезанн. Тающий снег в Эстаке
4
Тающий снег в Эстаке
Поль Сезанн
1870, 73×92 см
Винсент Ван Гог. Мужчины разгружающие песок на пристани Арля
5
Мужчины разгружающие песок на пристани Арля
Винсент Ван Гог
Август 1888, 55.1×62.2 см
Анри де Тулуз-Лотрек. Полировщик мрамора
2
Полировщик мрамора
Анри де Тулуз-Лотрек
1887, 101.9×86.4 см
Пабло Пикассо. Смерть Арлекина
1
Смерть Арлекина
Пабло Пикассо
1906, 68.5×96 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP