• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Скачет красная конница

Предложить название
1932, 140×91 см • Масло, Холст
Аннотация
По кромке бескрайней пустоши, под равнодушным бездонным небом протянулась багровая нить. Кровавым меридианом, хищными языками пока еще далеких пожарищ пляшет по горизонту Красная Смерть. Скачет красная конница.

Земля освежевана, распластана под копытами разгоряченных коней. Она буквально разъята на пласты, она слоится вглубь разноцветным некрозным беконом. Ничего не оставляют красноармейцы позади себя, ничего нет у них впереди. И, кажется, это одинокое неумолимое опустошительное движение существует вне времени, пространства и цели.

Времена, в которые писалась картина, были сложные. И если некоторые вольности с пространством и временем можно было себе позволить, то цели нужно было очерчивать четко. Поэтому на обратной стороне холста Малевич написал: «Скачет красная конница из октябрьской столицы на защиту советской границы». Чтобы не возникало досадных недопониманий.

«Красная конница» - одна из самых известных живописных шарад Казимира Малевича. В смысле разнообразия версий того, что хотел нам сказать автор своим произведением, ее бьет разве что «Черный квадрат». Среди искусствоведов отчего-то принято подходить к этой картине с рулеткой и калькулятором. Тестировать линию горизонта на соответствие правилу золотого сечения (если что, соответствие это практически идеально). Считать красноармейцев (три группы по четыре всадника). Находить «подозрительные» совпадения (трижды четыре – двенадцать, и, надо же, именно двенадцать оттенков имеет в разрезе земля!). Наделять числа глубоким символическим звучанием (три – как три богатыря – символ стихийной силы, четыре – символ порядка, свидетельство того, что революция – это «управляемое стихийное бедствие», двенадцать – это и вовсе универсум, и т.д и т. п.). Весь этот математический анализ – занятие настолько же увлекательное, насколько и пустое. Малевич был интуитивным гением, если он и наделил свое полотно столь изобильной нумерологией, то ненамеренно.

Не вносит ясности и дата создания «Конницы». Сам художник датировал ее 1918 годом, хотя эксперты единодушно считают, что она была написана намного позднее - между 1928 и 1932 годами. Зачем Малевич сжульничал? Возможно, из «харчевых» соображений. «Красная Конница» - единственная его абстрактная работа, признанная и одобренная советской властью. Может быть, Казимир Северинович хотел задним числом добрать благонадежности. Или не хотел «включать заднюю» и возвращаться к «презренному жанру», после того как объявил супрематизм вершиной творческой эволюции.

Впрочем, если вы любитель неочевидных трактовок, то вот вам еще одна. Приглядевшись, можно заметить, что силуэты всадников как бы «расчетверяются». Они движутся не тремя группами по четыре, а тремя своеобразными «кавалеристскими каре». Если представить себе, как это выглядит сверху, получатся три красных квадрата на черной плоскости – зашифрованная супрематическая композиция.

Так или иначе, картина была написана уже после того, как роман Малевича с советской властью испустил дух. Возможно, даже после отсидки в «Крестах» по обвинению в шпионаже. Выходит, ключ к единственно верной трактовке все-таки следует искать с обратной стороны холста.

«Скачет красная конница из октябрьской столицы на защиту советской границы» - это можно было принять за чистую монету в 1913-м, когда Малевич работал в издании «Сегодняшний лубок». В 30-е подобное авторское уточнение выглядит совершенно ерническим.  

Те же «бравурные» нотки звучат в другом поэтическом произведении Малевича, написанном чуть позднее. «Еду, еду, ду-ду-ду! На резиновом кругу. Ничего, мадам Дуду, едет Казя на кругу» - декламировал в 1934-м смертельно больной Малевич, лежа на резиновой шине от пролежней.

Это был абсолютно бесстрашный человек, заискивать перед властями ему было ни к чему. Разочарование, горький сарказм, ощущение близости финиша – вот стежки тонкой красной линии, которая пронизывает эту беспощадную картину.

Автор: Андрей Зимоглядов
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Стиль и техника: Абстракционизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Джексон Поллок. Пасха и Тотем
  • Джейми Уайет. Ирис на море
  • Джейми Уайет. Учительница из Монегана
Gallery
Собирает Yulia Kosenko
100 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Смерть комиссара
2
Смерть комиссара
Александр Александрович Дейнека. Текстильщицы
2
Текстильщицы
Джейми Уайет. Ирис на море
2
Ирис на море
Джейми Уайет. Учительница из Монегана
2
Учительница из Монегана
Комментарии
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон