Регистрация
Ян Стен
Ян
 Стен
Нидерланды 1626−1679
Подписаться46                
Подписаться46                
Биография и информация
 
Ян Стен (Jan Havickszoon Steen, ок. 1626, Лейден — 3 февраля 1679, там же) — художник Золотого века Голландии, мастер жанровых сцен. По популярности уступает лишь Рембрандту ван Рейну, Яну Вермееру и Франсу Хальсу.

Особенности творчества Яна Стена. Художник знаменит своими энергичными юмористическими жанровыми сценами, в которых рассматривает жизнь как обширную комедию нравов. В голландском языке есть выражение «дом Стена», обозначающее шумное и неряшливое хозяйство, изображённое на многих его картинах. Маленькие фигурки в ранних пейзажах Стена говорят о влиянии Адриана и Исаака ван Остаде, но в более поздних произведениях образы крупнее и в большей степени наделены индивидуальными чертами. Живописец мастерски передавал тонкости мимики, особенно у детей. Будучи сыном пивовара и сам хозяином пивоварни и таверны, он часто изображал постоялые дворы. И хотя с цветом Стен работал не всегда ровно, его лучшие картины демонстрируют виртуозную технику и изящные сочетания в палитре.

Известные картины Яна Стена. «Как старики поют, так молодая дудка и играет», «Распутное семейство», «В поисках богатства (Кавардак)», «Танцующая пара», «Крестьяне у таверны», «Праздник святого Николая».

Искусный рассказчик

Художник и искусствовед Арнольд Хоубракен (1660 — 1719) писал, что «картины Стена похожи на его стиль жизни, а его стиль жизни — на его картины», и в биографии живописца подчёркивал «шутовскую» сторону его работ. Но это ошибочно односторонний взгляд на этого неординарного мастера, поскольку у его творчества есть множество других аспектов. Стен был искусным рассказчиком, писал портреты (1, 2, 3), картины на исторические (1, 2), мифологические (1, 2) и религиозные темы (он был католиком), а по детализации зверей, птиц и натюрмортов его произведения соперничают с работами любого из его современников.

Более того, даже его самые комичные картины зачастую содержат серьёзную подоплёку, раскрывая человеческую глупость или порочность. Его любимые темы — это различные формы неумеренности, включая чрезмерное употребление алкоголя, небрежное отношение к деньгам, похоть или гнев. Многие работы содержат надписи, поясняющие или подчёркивающие смысл.

Лейден, Гаага, Гарлем

Хотя Ян Стен родился и умер в Лейдене, в течение жизни он много переезжал, и значительная часть его карьеры прошла в Гааге и Гарлеме. Будущий художник появился на свет в 1626 году и был старшим из восьми детей Хавика Стена и дочери секретаря городского совета Элизабет Капитейн. Первоначально его отец торговал зерном, однако позже открыл пивоваренный завод под названием «Красная алебарда». В своих завещаниях супруги назначили друг друга наследниками капитала в 10 тысяч гульденов, так что можно уверенно сказать, что Стен был выходцем из среднего класса.

Считается, что педагогами Стена были исторический живописец Николаус Кнюпфер в Утрехте, а затем Адриан ван Остаде в Гарлеме и Ян ван Гойен в Гааге. Впрочем, это предположение пока что окончательно не подтверждено.

18 марта 1648 года Стен зарегистрировался как мастер-художник в недавно созданной Гильдии святого Луки в Лейдене (по другим данным, он был одним из её основателей вместе с Габриелем Метсю). Такие объединения традиционно называли в честь евангелиста, который, по легенде, нарисовал портрет Девы Марии.

Чуть более года спустя Стен обосновался в Гааге, где помогал своему бывшему учителю Ван Гойену. Уже упомянутый биограф Арнольд Хоубракен подробно и с юмором описывает, как молодой человек соблазнил и оплодотворил Маргрит, дочь наставника, которого потом поставил в известность. У того не было иного выбора, кроме как дать паре благословение. Свадьба состоялась 3 октября 1649 года.

«Привкус пива»

В 1654 году отец Яна Стена поставил его руководить арендованной пивоварней в Дельфте, но предприятие не увенчалось успехом. В октябре того года значительная часть города была разрушена взрывом на пороховом складе, экономика и рынок искусства пришли в упадок. Тем не менее, спустя 18 лет он вновь решил заняться бизнесом и открыл таверну в Лейдене, не оставляя живописи. Из-за этих попыток «с привкусом пива» художник часто воспринимается как пьяница и транжира, но нет ни одного достоверного факта, подтверждающего эту репутацию. Напротив, помимо сцен в кабаках в его творчестве есть картины на тему безупречного благородства и набожности (1, 2, 3, 4). А, судя по количеству работ, созданных за довольно короткую карьеру (Стену приписывается около восьмисот произведений), живописец был предан своей первой профессии.

Возможно, на его решение заняться производством и продажей пива могло повлиять падение интереса к искусству во время Первой англо-голландской войны. Но, к сожалению, конфликт также отрицательно сказался и на пивоваренной отрасли, и вскоре Стен и его семья столкнулись с серьёзными финансовыми трудностями. Несмотря на то, что срок аренды пивоварни истекал только 1 ноября 1657 года, он называл себя «бывшим пивоваром» ещё за четыре месяца до этой даты. Его тесть Ян ван Гойен умер годом ранее, завещав имущество дочери и зятю. Однако хозяйство настолько погрязло в долгах, что его пришлось пустить с молотка, а вырученной суммы едва хватило на удовлетворение претензий многочисленных кредиторов.

Авторитетный, уважаемый, нищий

После краха дельфтского предприятия Стен на короткий период вернулся в Лейден, прежде чем переехать в близлежащий Вармонд, где платил деревенский налог до 1660 года. Дом, в котором жил художник, сохранился и поныне.

Следующим местом жительства стал Гарлем, годы в котором стали самыми плодотворными в его карьере. С началом Второй англо-голландской войны в марте 1665 года арт-рынок пережил очередной кризис, и мастерская Стена столкнулась с огромными финансовыми сложностями. Положение ухудшилось со смертью жены в 1669 году — живописец вынужден был сам заботиться о семерых детях. По свидетельству биографов, он так и не установил контроль над своим домом.

В 1670 году Стен вернулся в Лейден в третий раз и присоединился к местной Гильдии живописцев уже как авторитетный и уважаемый мастер. Его немедленно избрали старостой (этот пост он занимал трижды), а затем деканом. К сожалению, эти должности не оплачивались, долги росли и кредиторы выстроились в очередь к двери художника. В 1672-м, названном Годом Бедствий, Франция напала на Нидерланды и разразилась война, положившая конец Золотому веку Голландии. Художественный рынок пережил свой худший кризис. Городской совет выдал Стену лицензию на управление постоялым двором под названием «Мир» [De Vreede]. Он стал своеобразным клубом, где регулярно собирались живописцы, среди них — Франц ван Мирис, который часто и много выпивал с хозяином.

Весной 1673 года Стен женился на вдове разорившегося книготорговца Марии ван Эгмонд, которая родила ему ещё одного сына. У неё тоже был небольшой бизнес — она продавала на рынке отваренные дома овечьи ноги и головы. Но скудные доходы новой жены не смогли облегчить финансовое бремя семьи. Художник умер в 1679 году, оставив вдову со множеством детей и большими долгами.

Утончённый колорист

Как уже упоминалось, историки нашли свидетельства тому, что Ян Стен за свою карьеру создал более восьмисот картин, из которых удалось отследить триста пятьдесят. Его лучшие работы отличаются исключительной техникой и богатством характеров, а композиции весьма изобретательны. Первый президент британской Королевской академии художеств Джошуа Рейнольдс высоко отзывался о «решительных и смелых» мазках голландца, чья сноровка подчас напоминает Хальса, но с более тщательной проработкой деталей.

Картины Стена, написанные в последние годы, предвосхитили стиль рококо XVIII века. Они становились всё более изящным и несколько менее энергичным, демонстрировали сильное влияние французов и отличались особой яркостью. Один из примеров тому — «Ночная серенада» (ок. 1675) из коллекции Национально й галереи в Праге.

Как колорист Ян Стен был одним из самых утончённых художников своего времени, с особой манерой использования розового, лососево-красного, бледно-жёлтого, свето-серого и сине-зелёного цветов. У него не было ни одного известного ученика, но творчество вдохновило многих живописцев. Одним из последователей Стена считается известный жанрист Рихард Бракенбург.

Автор: Влад Маслов
Читать дальше
Работы понравились
Елена Шутикова
alexandra kreiimer
Лиза Роли
+32

Лента
Два крупнейших голландских музея завершили сотрудничество с компанией Shell на фоне ширящихся протестов против принятия спонсорской помощи от производителей ископаемого топлива. Музей Ван Гога в Амстердаме и Маурицхёйс в Гааге этим летом прекратили переговоры с крупнейшей нефтегазовой корпорацией страны, сообщает The Art Newspaper.


Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
«Репутация чистюль прочно закрепилась за нидерландскими домохозяйками. Хотя некоторые полотна Яна Стена дают понять, что она не всегда была равно заслужена, во всех классах общества, как в деревне, так и в городе, любовь к чистоте поражала чужеземцев. Голландки «заботятся о чистоте своих домов и убранства так, — пишет Париваль, — что вообразить невозможно. Они скоблят и трут беспрестанно все деревянные предметы обстановки, вплоть до лавок и мельчайших досок пола, равно как и ступени лестниц, по коим поднимаются они в большинстве своем не иначе, как разувшись. Коль надобно ввести в дом чужих, всегда имеются соломенные чуни, что надевают на башмак, или щетки и тряпки, дабы с усердием стирать грязь. Никто не смеет плевать в комнатах; плевать в платок тоже не в обычае!...»

...однажды сам бургомистр постучался в дверь дома одного буржуа. Открывшей ему служанке (крепкой фризской крестьянке) он сказал, что хотел бы видеть ее госпожу, и попытался войти. Но служанка заметила, что к его подошвам пристало немного грязи. Ни слова не говоря, она взяла его под локоток, взвалила себе на спину, как куль с мукой, и, пройдя через две комнаты, опустила свою ношу на ступеньку лестницы, ведущей в господские покои, после чего сняла с бургомистра башмаки и надела ему на ноги домашние туфли. Затем поднялась и только тогда сказала весьма любезно: «Конечно же, мадам будет счастлива вас видеть».

В некоторых домах вся семья ютилась за едой в тесной кухне, чтобы не пачкать «хороших комнат», где собирались только по праздникам. Убирали их не реже одного раза в неделю, и настоящая хозяйка никогда не доверяла этой работы служанке, наводя красоту самолично. Стирка и уборка составляли излюбленную тему разговоров дам любого круга. Различались два типа уборки. Текущая, еженедельная проходила у евреев по пятницам, накануне субботнего праздника, у христиан —по субботам, но очень часто вдобавок еще в какой-либо день недели, а в ряде городов уборку делали каждый день с перерывом на воскресенье. Мебель вытаскивали из дома, освобождая полы, которые мыли, драили с песком и натирали воском. Повсеместно в городах толстые служанки, закатав рукава, стаскивали мешавшее влажной уборке рухло под навес. Времени едва хватало на еду. На ходу проглатывали несколько бутербродов, и работа возобновлялась. Мыли и фасады домов, для чего их поливали из специальных шлангов, струя которых доставала до самой крыши.

В некоторых семьях тридцать — сорок ведер воды ежедневно завозили исключительно для мытья; в других нанимали специальную служанку, занимавшуюся только уборкой, с утра до вечера. В результате во многих голландских домах было постоянно сыро, а сырость, как известно, вызывает тяжелое заболевание — ревматизм. Ежегодные генеральные уборки (весной или весной и осенью) подвергали дом, да и саму жизнь его обитателей еще большим потрясениям. Некоторые мужчины называли этот период «адом», а уборщиц «дьяволицами». Поэты и комедиографы высмеивали эту одержимость гигиеной. Но никакие насмешки не могли заставить женщин уменьшить свой пыл в борьбе за чистоту».

Из книги Поля Зюмтора «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта».
Иллюстрация: Рембрандт ван Рейн. Bust of an Old Woman in a Furred Cloak and Heavy Headdress. Национальная галерея искусств. Вашингтон.

Весь текст
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 333 работы
Ян Стен. В поисках богатства (Кавардак)
0
В поисках богатства (Кавардак)
1663, 105×145 см
Ян Стен. «Как старики поют, так молодая дудка и играет»
0
«Как старики поют, так молодая дудка и играет»
1670, 134×163 см
Ян Стен. Танцующая пара
1
Танцующая пара
1663, 102.5×142.5 см
Ян Стен. Распутное семейство
5
Распутное семейство
1664, 108×90.2 см
Ян Стен. Прибытие посетителя
1
Прибытие посетителя
1670-е , 61.6×46 см
Ян Стен. Автопортрет с лютней
1
Автопортрет с лютней
Середина XVII века, 55.5×44 см
Ян Стен. Крестьянская свадьба
0
Крестьянская свадьба
1670-е , 35×44.6 см
Ян Стен. Венчанный лаврами оратор
0
Венчанный лаврами оратор
1660-е , 70×61 см
Ян Стен. Больной старик. Фрагмент
0
Больной старик. Фрагмент
1670-е , 49×37 см
Посмотреть 333 работы художника
HELP