Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  1 тест
1916, 61×123 см • Масло, Холст

Описание картины «Масленица»

Сегодня знаменитые Кустодиевские «Масленицы» (1, 2) - достояние нации, признанный образчик подлинно народного, но оттого не менее очевидного искусства. Типичное школьное сочинение по картине Кустодиева «Масленица» начинается со слов о «самых красивых и праздничных образах в русской живописи», о том, как беззаветно художник любил родину и как тонко чувствовал «русский характер». Однако при жизни художника праздничный перезвон бубенцов нередко тонул в гвалте сердитых голосов – не все Кустодиеву «было масленицей».

Разумеется, Борису Кустодиеву приходилось сталкиваться не только с всеобщим восхищением. Одни критиковали его за то, что он будто бы подражает Репину, находились и те, кто пенял его портретам на «недостаток репинского психологизма». Но самую яростную критику вызвала «Масленица», написанная Кустодиевым в 1916-м.

Когда Петербугская академия художеств приобрела картину за 1700 рублей, несколько членов совета вышли из его состава в знак протеста против «покупки малограмотного кустодиевского лубка».

Кустодиев в это время был прикован к постели после очередной операции на позвоночнике, «Масленицу» он писал по памяти. Работа над картиной была для него возможностью вновь пережить любимый праздник, почувствовать свист ветра в ушах, не вставая с кровати. Кустодиев, полагавший, что пестрые краски, бесшабашное веселье и простые эмоции «весьма свойственны русскому характеру», считал, что нашел для своей картины правильную и искреннюю интонацию. И тяжело переживал критику.

К счастью, за любимого ученика вступился сам Репин, пришедший от «Масленицы» в восторг. Но лучшим «адвокатом» Кустодиева стал, пожалуй, историк живописи Александр Бенуа, писавший: «Настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями. Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость».

Автор: Андрей Зимоглядов
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Пейзаж, Жанровая сцена
Стиль и техника: Модерн, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Борис Михайлович Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот
  • Борис Михайлович Кустодиев. Портрет Шаляпина
  • Борис Михайлович Кустодиев. Русская Венера
Борис Кустодиев
Собирает Олег Белов
5 работ • 0 комментариев
  • Борис Михайлович Кустодиев. Портрет писательницы А. В. Шварц
  • Борис Михайлович Кустодиев. Булочник. Из серии "Русь. Русские типы"
  • Борис Михайлович Кустодиев. Степан Разин
Борис Михайлович Кустодиев
Собирает Юлия
15 работ • 0 комментариев
  • Чонг Пинг Чен. Девушка в шубе
  • Габриель Мюнтер. Дом в лучах зимнего солнца
  • Алексей Степанович Степанов. Зима. Иней
Обворожительная зима...
Собирает Ирина Олих
33 работы • 0 комментариев
  • Василий Владимирович Пукирев. Неравный брак
  • Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Купание красного коня
  • Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий. Цветы и плоды
3 класс
Собирает Анна Коваленко
73 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Борис Михайлович Кустодиев. Морозный день
2
Морозный день
Анонимные последователи Иеронима Босха. Битва Карнавала и Поста. По мотивам Иеронима Босха
1
Битва Карнавала и Поста. По мотивам Иеронима Босха
Борис Михайлович Кустодиев. Зима. Масленичное гулянье
4
Зима. Масленичное гулянье
Борис Михайлович Кустодиев. Масленица
1
Масленица
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP