Регистрация

Мадам Сезанн в желтом кресле

Предложить название
1890, 80×64 см • Масло, Холст

Описание картины «Мадам Сезанн в желтом кресле»

Жена Поля Сезанна Ортанс, подсчитали исследователи, изображена на 29 его картинах. Это даже странно. Потому что в хрестоматийных биографиях художника трудно встретить еще хоть одну фигуру, настолько же снисходительно и последовательно вычеркиваемую из его жизни, из его личного списка «важно». Но 29 картин доказывают хотя бы тот факт, что Сезанн встречался с женой гораздо чаще, чем утверждают ее ненавистники. К тому же позирование Сезанну – испытание не для слабых. Он требовал полной неподвижности, работал очень медленно и выходил из себя, когда модель меняла позу. Рвал холст или швырял его в угол, потеряв необходимый контакт с моделью.

Мать и сестры художника были уверены – Ортанс хочет ободрать Поля, как липку, она, конечно же, вышла замуж по расчету. Друзья Сезанна часто писали друг другу в письмах, что Полю сильно достается от жены. И как такого искреннего человека, как «наш Поль», могло угораздить жениться на такой. Ортанс было 19, а Сезанну 30, когда они познакомились и стали жить вместе. Это уже после смерти мужа мадам Сезанн продаст несколько его картин и сможет жить на эти деньги, ни о чем не заботясь и иногда просаживая крупные суммы в казино. А пока она была молода, денег постоянно не хватало. Они растили маленького сына, ютясь в маленькой комнате, и старались выжить на 200 франков, которые присылал Сезанну отец. Прошло несколько лет – и они почти перестали жить вместе, сохраняя при этом сложную, никому не понятную связь.

Каждый раз, берясь за портрет жены, Сезанн будто встречается с новым человеком. Она удивительно не похожа сама на себя с соседнего портрета: у нее бывает разный овал лица, фигура, разное настроение, возраст и выражение лица. Но всегда Ортанс легко узнаваема и никогда не соблазнительна, как жена Ренуара, например, на каждом из портретов. Сезанн жене не льстит, ему это не интересно. Сезанн жену изучает, как яблоко или как гору. Рильке, побывавший на выставке Сезанна в 1907 году, наблюдал за посетительницами и писал жене: «Зато женщины кажутся себе такими красивыми, когда проходят мимо; (…) застывают на мгновение возле «одного из тех трогательно условных портретов мадам Сезанн» — не смотрят, но как будто изучают эту некрасивую живопись, полагая сравнение с ней исключительно лестным для себя».

Картина «Мадам Сезанн в желтом кресле» - одна из четырех в так называемом «цикле в красном платье». Еще одна хранится в музее художественного института Чикаго, вторая – в Сан-Паолу, в Бразилии. И, наконец, самая большая и подробная версия – в музее Метрополитен в Нью-Йорке. И если бы не платье и прическа, трудно было бы угадать в этих четырех портретах одну и ту же женщину. Скорее всего, три небольшие картины были этюдами и разминкой, попыткой соединить красный цвет платья, желтый – кресла, синий – стен в одном пространстве. Последняя, нью-йоркская, колористически сложная, головокружительная в своей покачнувшейся перспективе – больше напоминает сезанновский натюрморт.

Художница Элизабет Мюррей особенно восхищалась финальной картиной «серии в красном платье», стоя перед ней в музее Метрополитен: «Она даже по-настоящему не сидит в этом кресле, и порой кажется, что веса в ней килограммов двести, или она вдруг превращается в по¬лое платье с торчащими из него руками и головой. Невозможно сказать, стоит она или сидит – настолько неподвижна фигура, хоть и наклонена. Образ – воплощенная неопределенность, намеренное «несочетание» всего и вся… Я имею в виду, что это сложный клубок: очевидно, что Ортанс смотрит на мужа – без презрения, но словно говорит: «Старый ты дурак». И все эти эмоции, экзистенциальный страх, переживания – на холсте».

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Постимпрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Поль Сезанн. Портрет мадам Сезанн
  • Поль Сезанн. Портрет мадам Сезанн в желтом кресле
  • Поль Сезанн. Мадам Сезанн в голубом
Мадам Сезанн
Собирает Anna Sidelnikova
9 работ • 0 комментариев
  • Поль Сезанн. Мадам Сезанн в желтом кресле
  • Поль Сезанн. Натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой для фруктов
  • Поль Сезанн. Натюрморт с бутылкой мятного ликёра
Сезанн
5 работ • 0 комментариев
  • Эдуар Мане. Портрет госпожи Мане на синей софе
  • Эдуар Мане. Мадам Мане в зимнем саду
  • Эдуар Мане. Мадам Мане за фортепиано
женское
Собирает Anna Sidelnikova
27 работ • 0 комментариев
  • Поль Сезанн. Автопортрет
  • Поль Сезанн. Портрет мадам Сезанн
  • Поль Сезанн. Автопортрет
Поль Сезанн
Собирает Elena Bichevina
68 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Пабло Пикассо. Семья комедиантов
3
Семья комедиантов
Пабло Пикассо
1905, 212.8×229.6 см
Пабло Пикассо. Меланхоличная женщина
8
Меланхоличная женщина
Пабло Пикассо
1902, 100×69 см
Пабло Пикассо. Продавец трав
0
Продавец трав
Пабло Пикассо
1902, 55×38 см
Поль Сезанн. Современная Олимпия
4
Современная Олимпия
Поль Сезанн
1874, 46×55 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP