Регистрация
Сады и огороды в живописи • 26 июня-2 июля
Сады и огороды в живописи
8 статей  •  1 тест
Поль Сезанн
Поль
 Сезанн
Франция 1839−1906
Подписаться448             
Подписаться448             
Биография и информация
 
Поль Сезанн (фр. Paul Cézanne; 19 января 1839 — 22 октября 1906) — французский художник, живописные поиски и находки которого не позволяют вписывать его творчество в рамки одного художественного направления. Художник-постимпрессионист, творивший рядом и одновременно с импрессионистами и получивший признание только к концу жизни.

Особенности творчества художника Поля Сезанна: Сезанн хотел, чтобы его модели были такими же неподвижными, как яблоки, и мечтал когда-нибудь удивить весь Париж яблоком. Главной задачей Сезанн всегда считал постичь суть формы предмета — делать это гораздо надежней и эффективней, когда предмет не отвлекает художника суетливостью и сменой позы. Предметный мир на картинах художника — живой. Его яблоки, персики, кувшины — вещи с душой и внутренним сиянием. Ранние работы художника отличает насыщенная, темная палитра — «пистолетной живописью» называли картины Сезанна критики. В это время он часто работал мастихином, накладывая тяжелые, вызывающе густые слои краски. Палитра Сезанна светлеет, когда он начинает работать рядом с импрессионистом Камилем Писсарро. А увлечение акварелью в последние годы жизни превращает и его масляную живопись в полупрозрачную.

Известные картины Поля Сезанна: «Игроки в карты», «Большие купальщицы», «Гора Сент-Виктуар», «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Мужчина с трубкой», «Натюрморт с гипсовым купидоном».

О Поле Сезанне не снимешь зрелищное костюмированное биографическое кино. Он не ездил в путешествия, не влюблялся в испорченных красавиц, не пил абсент в борделях и барах, не совершал безумств. Вместо распития модного французского богемного коктейля художник всю жизнь упрямо боролся сам с собой. Он даже умер от воспаления легких, подхваченного во время пленэра, который сопровождался ледяным дождем. Все важное, что с Сезанном происходило, происходило в его голове. И на соблюдении внешних приличий и социальных правил эта внутренняя борьба, само собой, отражалась не самым лучшим образом. Биографию Сезанна нужно снимать в жанре артхаусной психологической драмы, где главным героем будет цвет.

Чужие краски


Первые акварельные краски, которые попали в руки маленького Поля, были не очень-то яркими. Его отец Луи-Огюст Сезанн, удачливый шляпник, а позже сказочно разбогатевший банкир, никогда не гнушался мелкими и сомнительными способами заработать. В том числе скупал старые вещи у обанкротившихся соседей. В старой коробочке акварели, которая оказалась в общем ворохе скупленного, основные цвета кто-то давно использовал, но Полю вполне хватило коричневого и черного.

Ярких красок в его детство добавляют только две вещи — дружба и почти круглый год солнечная природа родного городка Экс, куда его будет тянуть всю жизнь, куда он будет сбегать из Парижа каждый год и который напишет сотни раз. Одна только гора Сент-Виктуар появится на картинах Сезанна больше 60 раз. Он сбегал из дома при малейшей возможности, ходил по лесам и долинам в компании лучших друзей Эмиля Золя и Батистена Байля, дни напролет мечтал вместе с ними, глядя в жаркое небо Прованса, о славе, о великой и высокой любви, о призвании. Эта неразлучная троица — блестящие ученики, лучшие в коллеже Бурбон, они наизусть выучивают Вергилия и взахлеб читают Гюго и де Мюссе, ежегодно соперничают в количестве полученных медалей.

Для маленького нищего Золя, который ютился с мамой и бабушкой в полупустых съемных комнатах, мечта о богатстве была такой же далекой и фантастической, как и фантазия об идеальной любви. А вот Поля с души воротит от упоминания о деньгах. Его отец только и занят, что зарабатыванием денег, и единственному своему сыну уже придумал готовый надежный план жизни. Отца Сезанн боится до оторопи, до немоты, и будет бояться всю жизнь. Он поступит от этого страха на юридический факультет, он даже в 40 лет будет пешком преодолевать десятки километров, чтоб не пропустить семейный ужин, будет 17 лет скрывать от старого Луи-Огюста свою любовницу и сына. Только одно его личное решение окажется сильнее этой маленькой домашней тирании — непреодолимое желание рисовать.

Поиски цвета


Даже когда Луи-Огюст сдался, лично отвез сына в Париж и назначил ему минимальное содержание, он все равно ждал, что блажь Поля быстро выветрится. Поголодает — вернется. И он, конечно, вернулся, но не от голода (плевать на голод, ему хватает одного котелка макарон на несколько дней), а от постоянно преследовавшей его неуверенности и неудовлетворенности собственными работами. Швырнул в очередной раз кисти в угол, разорвал мастихином очередной неудавшийся холст и рванул назад, к спокойной, надежной жизни, даже от отчаянья поработал полгода в банке отца, изнывая от скуки. И снова уехал в Париж обводить фигуры на своих картинах черным контуром, изобретать вызывающие жанровые картинки и злиться на себя за полную беспомощность. Он намотает сотни километров по этому пути — Париж-Экс, деля год ровно пополам между отчаяньем и надеждой.

Поиски света


Его палитра посветлеет, когда он встретит самого важного человека в своей жизни, Камиля Писсарро. Добрый Бог — зовет его в шутку Поль. Писсарро — тот отец, которого ему не хватало, спокойный, мудрый, проницательный, гора и опора. Писсарро, иногда захаживающий к друзьям на занятия в школу Сюисса, рассмотрел в нервных, нестройных и диких эскизах ученика Поля Сезанна задатки настоящего таланта. Он притащил робкого провансальца в «банду Мане» и убедил всех, что этот художник сделает переворот в живописи. Десять лет спустя именно Писсарро будет убеждать друзей-художников позвать Сезанна участвовать в первой выставке «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов», а еще через 30 лет получивший признание и нашедший свой художественный язык старик Сезанн подпишет одну из выставочных работ «ученик Писсарро».

На встречах молодых художников в кафе Гербуа, будущих импрессионистов, Сезанн был странным участником: вламывался растрепанный, сопел, здоровался со всеми, отпускал несколько грубых шуток и усаживался молча слушать беседы о новом искусстве. Когда ему что-то из сказанного не нравилось, шумно вставал и уходил. «Что вы готовите в этом году в Салон?» — спрашивает франт Эдуар Мане. «Горшок с дерьмом», — отрезает Сезанн.

Судьи Салона тоже брезгливо ждут каждый раз, когда этот безумец притащит свои новые шедевры, побросав их прямо в дребезжащую тележку или просто взвалив на спину. Они уже привыкли, Сезанн 18 лет будет повторять этот трюк, пока в 1882 году лишь однажды его картину примут в Салон. Упрямство, пожалуй, одна из лучших его добродетелей. Но ни в этом году, ни еще в ближайшие несколько десятков лет публика не будет готова к такой живописи.

Все прояснилось


Когда молодой и смелый арт-дилер Амбруаз Воллар решится сделать ставку на Сезанна и заработать на этом скандале, художник не поверит и примет Воллара за сумасшедшего. Но тот подтвердит свою вменяемость (ну или невменяемость), купив разом 150 картин Сезанна. К тому времени Луи-Огюст Сезанн умрет, оставив наконец-то сыну денег и обеспечив тем самым полную свободу. Свободный Сезанн использует этот шанс на полную катушку: купит маленький домик на окраине Экса, устроит студию, закроется там затворником, начнет писать местных крестьян, любимые с детства пейзажи и письма молодым художникам и сыну в Париж: «Достигну ли я цели, к которой так упорно и так давно стремлюсь? Я надеюсь, что да, но пока она не достигнута, я все время ощущаю смутное беспокойство…», «я по-прежнему работаю на природе, и мне кажется, что я хоть и очень медленно, но продвигаюсь вперед…», «я стар, болен, но я поклялся умереть за работой, чтобы не впасть в слабоумие…», «Мне еще столько нужно сделать в области цвета…»

P.S. Поль Сезанн, всю жизнь страдавший от фобии прикосновений и способный разве что сбрить бороду, чтобы завоевать понравившуюся женщину, был даже женат на натурщице Мари-Ортанс Фике. Полжизни он скрывал эти отношения от отца, а вторую половину жизни скрывался сам от этих отношений. В предсмертном бреду Поль звал к себе двух людей — директора художественного музея Экса и сына. Когда Сезанн умер от воспаления легких, Полю-младшему и Ортанс в Париж отправили письмо, указав дату похорон на день раньше. Ортанс не сильно торопилась и отправилась в Экс сразу же, как только закончила с примеркой платья.

Автор: Анна Сидельникова

Читайте также: Цитаты Поля Сезанна о темпераменте, гордости, почестях, глазах и интеллекте
Читать дальше
Работы понравились

Лента
Поль Сезанн. Яблоки
Яблоки
Поль Сезанн
1890, 38.5×46 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
За спиной любого, даже самого авангардного художника, стоят духи великих творцов прошлого. В эволюции живописи эта наследственность может прослеживаться методом от противного. Импрессионисты отказывались быть похожими на деятелей реалистического искусства. Экспрессионисты в свою очередь находили слишком сентиментальными и беззубыми импрессионистов. Каждое последующее течение, если и не было…


Leah Shulman
, 28 мая 17:59 1
А у меня, когда я смотрю на картины М.Ротко - все внутри поёт, наслаждаясь в стремлении слияния с его работами
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 394 работы
Поль Сезанн. Большие купальщицы
7
Большие купальщицы
1905, 208×249 см
Поль Сезанн. Натюрморт с яблоками и апельсинами
4
Натюрморт с яблоками и апельсинами
1900-е , 73×92 см
Поль Сезанн. Мадам Сезанн в желтом кресле
1
Мадам Сезанн в желтом кресле
1890, 80×64 см
Поль Сезанн. Дом повешенного
9
Дом повешенного
1873, 55×66 см
Поль Сезанн. Игроки в карты
7
Игроки в карты
1893, 97×130 см
Поль Сезанн. Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)
5
Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)
1887, 67×92 см
Поль Сезанн. Река у моста трёх источников
9
Река у моста трёх источников
1906, 53×41 см
Поль Сезанн. Портрет садовника Валье
0
Портрет садовника Валье
1906, 65×54 см
Поль Сезанн. Черный замок
2
Черный замок
1906, 73×92 см
Посмотреть все 394 работы художника
HELP