• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Поль Сезанн
Франция 1839−1906
Подписаться310             
Подписаться310             
Биография и информация
 
Поль Сезанн (фр. Paul Cézanne; 19 января 1839 — 22 октября 1906) — французский художник, живописные поиски и находки которого не позволяют вписывать его творчество в рамки одного художественного направления. Художник-постимпрессионист, творивший рядом и одновременно с импрессионистами и получивший признание только к концу жизни.

Особенности творчества художника Поля Сезанна: Сезанн хотел, чтобы его модели были такими же неподвижными, как яблоки, и мечтал когда-нибудь удивить весь Париж яблоком. Главной задачей Сезанн всегда считал постичь суть формы предмета — делать это гораздо надежней и эффективней, когда предмет не отвлекает художника суетливостью и сменой позы. Предметный мир на картинах художника — живой. Его яблоки, персики, кувшины — вещи с душой и внутренним сиянием. Ранние работы художника отличает насыщенная, темная палитра — «пистолетной живописью» называли картины Сезанна критики. В это время он часто работал мастихином, накладывая тяжелые, вызывающе густые слои краски. Палитра Сезанна светлеет, когда он начинает работать рядом с импрессионистом Камилем Писсарро. А увлечение акварелью в последние годы жизни превращает и его масляную живопись в полупрозрачную.

Известные картины Поля Сезанна: «Игроки в карты», «Большие купальщицы», «Гора Сент-Виктуар», «Натюрморт с яблоками и апельсинами», «Мужчина с трубкой», «Натюрморт с гипсовым купидоном».

О Поле Сезанне не снимешь зрелищное костюмированное биографическое кино. Он не ездил в путешествия, не влюблялся в испорченных красавиц, не пил абсент в борделях и барах, не совершал безумств. Вместо распития модного французского богемного коктейля художник всю жизнь упрямо боролся сам с собой. Он даже умер от воспаления легких, подхваченного во время пленэра, который сопровождался ледяным дождем. Все важное, что с Сезанном происходило, происходило в его голове. И на соблюдении внешних приличий и социальных правил эта внутренняя борьба, само собой, отражалась не самым лучшим образом. Биографию Сезанна нужно снимать в жанре артхаусной психологической драмы, где главным героем будет цвет.

Чужие краски


Первые акварельные краски, которые попали в руки маленького Поля, были не очень-то яркими. Его отец Луи-Огюст Сезанн, удачливый шляпник, а позже сказочно разбогатевший банкир, никогда не гнушался мелкими и сомнительными способами заработать. В том числе скупал старые вещи у обанкротившихся соседей. В старой коробочке акварели, которая оказалась в общем ворохе скупленного, основные цвета кто-то давно использовал, но Полю вполне хватило коричневого и черного.

Ярких красок в его детство добавляют только две вещи — дружба и почти круглый год солнечная природа родного городка Экс, куда его будет тянуть всю жизнь, куда он будет сбегать из Парижа каждый год и который напишет сотни раз. Одна только гора Сент-Виктуар появится на картинах Сезанна больше 60 раз. Он сбегал из дома при малейшей возможности, ходил по лесам и долинам в компании лучших друзей Эмиля Золя и Батистена Байля, дни напролет мечтал вместе с ними, глядя в жаркое небо Прованса, о славе, о великой и высокой любви, о призвании. Эта неразлучная троица — блестящие ученики, лучшие в коллеже Бурбон, они наизусть выучивают Вергилия и взахлеб читают Гюго и де Мюссе, ежегодно соперничают в количестве полученных медалей.

Для маленького нищего Золя, который ютился с мамой и бабушкой в полупустых съемных комнатах, мечта о богатстве была такой же далекой и фантастической, как и фантазия об идеальной любви. А вот Поля с души воротит от упоминания о деньгах. Его отец только и занят, что зарабатыванием денег, и единственному своему сыну уже придумал готовый надежный план жизни. Отца Сезанн боится до оторопи, до немоты, и будет бояться всю жизнь. Он поступит от этого страха на юридический факультет, он даже в 40 лет будет пешком преодолевать десятки километров, чтоб не пропустить семейный ужин, будет 17 лет скрывать от старого Луи-Огюста свою любовницу и сына. Только одно его личное решение окажется сильнее этой маленькой домашней тирании — непреодолимое желание рисовать.

Поиски цвета


Даже когда Луи-Огюст сдался, лично отвез сына в Париж и назначил ему минимальное содержание, он все равно ждал, что блажь Поля быстро выветрится. Поголодает — вернется. И он, конечно, вернулся, но не от голода (плевать на голод, ему хватает одного котелка макарон на несколько дней), а от постоянно преследовавшей его неуверенности и неудовлетворенности собственными работами. Швырнул в очередной раз кисти в угол, разорвал мастихином очередной неудавшийся холст и рванул назад, к спокойной, надежной жизни, даже от отчаянья поработал полгода в банке отца, изнывая от скуки. И снова уехал в Париж обводить фигуры на своих картинах черным контуром, изобретать вызывающие жанровые картинки и злиться на себя за полную беспомощность. Он намотает сотни километров по этому пути — Париж-Экс, деля год ровно пополам между отчаяньем и надеждой.

Поиски света


Его палитра посветлеет, когда он встретит самого важного человека в своей жизни, Камиля Писсарро. Добрый Бог — зовет его в шутку Поль. Писсарро — тот отец, которого ему не хватало, спокойный, мудрый, проницательный, гора и опора. Писсарро, иногда захаживающий к друзьям на занятия в школу Сюисса, рассмотрел в нервных, нестройных и диких эскизах ученика Поля Сезанна задатки настоящего таланта. Он притащил робкого провансальца в «банду Мане» и убедил всех, что этот художник сделает переворот в живописи. Десять лет спустя именно Писсарро будет убеждать друзей-художников позвать Сезанна участвовать в первой выставке «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов», а еще через 30 лет получивший признание и нашедший свой художественный язык старик Сезанн подпишет одну из выставочных работ «ученик Писсарро».

На встречах молодых художников в кафе Гербуа, будущих импрессионистов, Сезанн был странным участником: вламывался растрепанный, сопел, здоровался со всеми, отпускал несколько грубых шуток и усаживался молча слушать беседы о новом искусстве. Когда ему что-то из сказанного не нравилось, шумно вставал и уходил. «Что вы готовите в этом году в Салон?» — спрашивает франт Эдуар Мане. «Горшок с дерьмом», — отрезает Сезанн.

Судьи Салона тоже брезгливо ждут каждый раз, когда этот безумец притащит свои новые шедевры, побросав их прямо в дребезжащую тележку или просто взвалив на спину. Они уже привыкли, Сезанн 18 лет будет повторять этот трюк, пока в 1882 году лишь однажды его картину примут в Салон. Упрямство, пожалуй, одна из лучших его добродетелей. Но ни в этом году, ни еще в ближайшие несколько десятков лет публика не будет готова к такой живописи.

Все прояснилось


Когда молодой и смелый арт-дилер Амбруаз Воллар решится сделать ставку на Сезанна и заработать на этом скандале, художник не поверит и примет Воллара за сумасшедшего. Но тот подтвердит свою вменяемость (ну или невменяемость), купив разом 150 картин Сезанна. К тому времени Луи-Огюст Сезанн умрет, оставив наконец-то сыну денег и обеспечив тем самым полную свободу. Свободный Сезанн использует этот шанс на полную катушку: купит маленький домик на окраине Экса, устроит студию, закроется там затворником, начнет писать местных крестьян, любимые с детства пейзажи и письма молодым художникам и сыну в Париж: «Достигну ли я цели, к которой так упорно и так давно стремлюсь? Я надеюсь, что да, но пока она не достигнута, я все время ощущаю смутное беспокойство…», «я по-прежнему работаю на природе, и мне кажется, что я хоть и очень медленно, но продвигаюсь вперед…», «я стар, болен, но я поклялся умереть за работой, чтобы не впасть в слабоумие…», «Мне еще столько нужно сделать в области цвета…»

P.S. Поль Сезанн, всю жизнь страдавший от фобии прикосновений и способный разве что сбрить бороду, чтобы завоевать понравившуюся женщину, был даже женат на натурщице Мари-Ортанс Фике. Полжизни он скрывал эти отношения от отца, а вторую половину жизни скрывался сам от этих отношений. В предсмертном бреду Поль звал к себе двух людей — директора художественного музея Экса и сына. Когда Сезанн умер от воспаления легких, Полю-младшему и Ортанс в Париж отправили письмо, указав дату похорон на день раньше. Ортанс не сильно торопилась и отправилась в Экс сразу же, как только закончила с примеркой платья.

Автор: Анна Сидельникова

Читайте также: Цитаты Поля Сезанна о темпераменте, гордости, почестях, глазах и интеллекте
Читать дальше
Работы понравились
Артём
Alesya Sai
+52

Лента
Жена Поля Сезанна Ортанс, подсчитали исследователи, изображена на 29 его картинах. Это даже странно. Потому что в хрестоматийных биографиях художника трудно встретить еще хоть одну фигуру, настолько же снисходительно и последовательно вычеркиваемую из его жизни, из его личного списка «важно». Но 29 картин доказывают хотя бы тот факт, что Сезанн встречался с женой гораздо чаще, чем утверждают ее ненавистники. К тому же позирование Сезанну – испытание не для слабых. Он требовал полной неподвижности, работал очень медленно и выходил из себя, когда модель меняла позу. Рвал холст или швырял его в угол, потеряв необходимый контакт с моделью.

Мать и сестры художника были уверены – Ортанс хочет ободрать Поля, как липку, она, конечно же, вышла замуж по расчету. Друзья Сезанна часто писали друг другу в письмах, что Полю сильно достается от жены. И как такого искреннего человека, как «наш Поль», могло угораздить жениться на такой. Ортанс было 19, а Сезанну 30, когда они познакомились и стали жить вместе. Это уже после смерти мужа мадам Сезанн продаст несколько его картин и сможет жить на эти деньги, ни о чем не заботясь и иногда просаживая крупные суммы в казино. А пока она была молода, денег постоянно не хватало. Они растили маленького сына, ютясь в маленькой комнате, и старались выжить на 200 франков, которые присылал Сезанну отец. Прошло несколько лет – и они почти перестали жить вместе, сохраняя при этом сложную, никому не понятную связь.

Каждый раз, берясь за портрет жены, Сезанн будто встречается с новым человеком. Она удивительно не похожа сама на себя с соседнего портрета: у нее бывает разный овал лица, фигура, разное настроение, возраст и выражение лица. Но всегда Ортанс легко узнаваема и никогда не соблазнительна, как жена Ренуара, например, на каждом из портретов. Сезанн жене не льстит, ему это не интересно. Сезанн жену изучает, как яблоко или как гору. Рильке, побывавший на выставке Сезанна в 1907 году, наблюдал за посетительницами и писал жене: «Зато женщины кажутся себе такими красивыми, когда проходят мимо; (…) застывают на мгновение возле «одного из тех трогательно условных портретов мадам Сезанн» — не смотрят, но как будто изучают эту некрасивую живопись, полагая сравнение с ней исключительно лестным для себя».

Картина «Мадам Сезанн в желтом кресле» - одна из четырех в так называемом «цикле в красном платье». Еще одна хранится в музее художественного института Чикаго, вторая – в Сан-Паолу, в Бразилии. И, наконец, самая большая и подробная версия – в музее Метрополитен в Нью-Йорке. И если бы не платье и прическа, трудно было бы угадать в этих четырех портретах одну и ту же женщину. Скорее всего, три небольшие картины были этюдами и разминкой, попыткой соединить красный цвет платья, желтый – кресла, синий – стен в одном пространстве. Последняя, нью-йоркская, колористически сложная, головокружительная в своей покачнувшейся перспективе – больше напоминает сезанновский натюрморт.

Художница Элизабет Мюррей особенно восхищалась финальной картиной «серии в красном платье», стоя перед ней в музее Метрополитен: «Она даже по-настоящему не сидит в этом кресле, и порой кажется, что веса в ней килограммов двести, или она вдруг превращается в по¬лое платье с торчащими из него руками и головой. Невозможно сказать, стоит она или сидит – настолько неподвижна фигура, хоть и наклонена. Образ – воплощенная неопределенность, намеренное «несочетание» всего и вся… Я имею в виду, что это сложный клубок: очевидно, что Ортанс смотрит на мужа – без презрения, но словно говорит: «Старый ты дурак». И все эти эмоции, экзистенциальный страх, переживания – на холсте».

Автор: Анна Сидельникова
Поль Сезанн. Мадам Сезанн в желтом кресле
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Поль Сезанн. Портрет мадам Сезанн в желтом кресле
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
Вся лента
Работы художника
всего 396 работ
Большие купальщицы
1
Большие купальщицы
1905, 208×249 см
Натюрморт с яблоками и апельсинами
0
Натюрморт с яблоками и апельсинами
1900-е , 73×92 см
Мадам Сезанн в желтом кресле
0
Мадам Сезанн в желтом кресле
1890, 80×64 см
Дом повешенного
6
Дом повешенного
1873, 55×66 см
Игроки в карты
2
Игроки в карты
1893, 97×130 см
Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)
0
Гора Сент-Виктуар (Гора святой Виктории)
1887, 67×92 см
Река у моста трёх источников
3
Река у моста трёх источников
1906, 53×41 см
Портрет садовника Валье
0
Портрет садовника Валье
1906, 65×54 см
Черный замок
1
Черный замок
1906, 73×92 см
Посмотреть все 396 работ художника