В нью-йоркском музее Метрополитен проходит необычная выставка работ художника-постимпрессиониста Поля Сезанна (Paul Cezanne, 1839−1906). На всех представленных картинах — одно и то же, одна и та же. Гортензия (Ортанс) Фике, его модель и супруга. Получше узнать, какова же была «Мадам Сезанн» (так называется выставка), можно будет до 15 марта 2015 года. Ну, а мы сопровождаем картины рассказом, ведь перед нами — семейные сцены.
Портрет мадам Сезанн
1887, 62×51 см
…Сезанн писал натурщицу. Сначала — 19-летнюю модель Марию-Гортензию Фике, которая пришла в студию в Париже в 1969 году к 30-летнему художнику. Потом — ее же, уже в статусе «неофициальной» жены (суровый отец-банкир был несговорчив) и матери их сына Поля, который родился спустя три года после той встречи. И, наконец, уже как официальную супругу.
Дорога к регистрации брака заняла 17 лет. Семейству непризнанного еще художника, который «связался с моделью» и поэтому получал от отца содержание в два раза меньшее, отчаянно не хватало средств. И на публике хорохорившийся Сезанн тайком просил у друга, Эмиля Золя, денег — сынишка болеет, за квартиру не плачено… Гортензия с ребенком жили то в Марселе, то в пригороде — деревушке Эстаке. Поль их навещал, а сам говорил родителям, что едет на пленэр. Стоит ли удивляться, что мадам Сезанн не выглядит счастливой?
Дорога к регистрации брака заняла 17 лет. Семейству непризнанного еще художника, который «связался с моделью» и поэтому получал от отца содержание в два раза меньшее, отчаянно не хватало средств. И на публике хорохорившийся Сезанн тайком просил у друга, Эмиля Золя, денег — сынишка болеет, за квартиру не плачено… Гортензия с ребенком жили то в Марселе, то в пригороде — деревушке Эстаке. Поль их навещал, а сам говорил родителям, что едет на пленэр. Стоит ли удивляться, что мадам Сезанн не выглядит счастливой?
Портрет мадам Сезанн
1885, 46×38 см
Среди более 800 работ маслом Сезанна — 29 известных нам портретов Гортензии (Ортанс). Думаете, она обожала позировать? Перфекционист Сезанн был, как говорится, страшен в гневе, когда работа «не шла», и требовал долгой неподвижности модели — иди сюда, жена! Эта модель была ему «по средствам».
О том, любила ли она Сезанна, искусствоведы спорят почище литературоведов относительно Натальи Николаевны Пушкиной. По портретам-то не скажешь: смолоду сурова и чопорна изображенная без прикрас дама. Нравились ли ей портреты? Трудно судить. Жизнь — не картина. Но по этой «неживописной» дороге она добровольно пошла с Полем Сезанном, — и сына Полем назвала. Вместе Гортензия и Поль Сезанн пробыли 40 лет.
На выставке представлено небывалое количество портретов супруги мастера: 24 работы, от картин, написанных маслом, до акварелей и рисунков. Работы охватывают 20-летний период творчества Сезанна, и два десятка лет из жизни женщины: все старше и старше…
Но самому художнику была важна… форма! Он намеренно концентрировался на овале лица как на геометрической фигуре, и вообще — «я пишу лицо точно так же, как я пишу дверь», говорил он без тени иронии. Не слишком-то лестно, и никакого «зеркала души»! Впрочем…
«Душу не пишут, пишут тело, и когда тело написано хорошо, чёрт подери, то душа, если она есть, будет светиться и проявляться во всём»
Мадам Сезанн в зеленой шляпе
1895, 100×81 см
Наиболее известные портреты супруги мастера — «Мадам Сезанн «(1891, заглавная иллюстрация материала) и «Мадам Сезанн в красном платье» (1888−1890), которые хранятся в самом музее Метрополитан. Прочие «Мадам Сезанн» прибыли со всего мира: из Берлина, Бостона, Хьюстона, и даже далекой Иокогамы.
Портрет мадам Сезанн в желтом кресле
1890, 116.5×89.5 см
Давайте на минуту отвлечемся от выставки и просто глянем на Поля — сына Поля Сезанна. Именно он, да еще школьный приятель Луи Гийом позировали для знаменитой (и довольно странной) картины «Пьеро и Арлекин» («Масленица»).
Угадайте, кстати, как зовут праправнука великого художника? Правильно: Поль. Он особо отмечает портрет
Гортензии, где она изображена в чуть более вольном, расслабленном виде. Отец Сезанна умер, оставив Полю состояние, картины стали продаваться и даже состоялась персональная выставка…, «…Картина как бы выпадает из общего ряда полотен. Написана она в доме семьи Сезанн в О-де-Провенс. Море цветов. Удивительный свет падает откуда-то слева, освещая сад и лицо женщины. По-прежнему замкнутое? Нет, всё-таки она чуть-чуть оттаяла, готова к радости. Не правда ли?» — комментировал он для одного из изданий.
Все может быть. «Моя жена любит только Швейцарию и лимонад» — писал Сезанн. Говорят, художник был не безгрешен. Все наследство он оставил сыну, не включив Готензию в завещание.