войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Фреска
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Дата создания: 1408
Регион: Владимир
Местонахождение: Успенский собор, Владимир
Работа в коллекции: Моя коллекция Татьяны Сомовой
Работа в подборках: 16 подборок

Описание работы «Страшный суд»

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира – одна из немногих его работ, авторство которой подтверждено летописью. Потому что летопись обязательно должна была упомянуть о художественном и общественном проекте такого значения. Успенский – это собор-символ, построенный из белого камня в свободные, домонгольские времена, украшенный «мастерами из всех земель», здесь еще независимые от Орды князья владимирские и московские венчались на княжение, здесь же была княжеская усыпальница.

А три столетия спустя, в XV веке, великий князь московский, принимая решение об украшении обветшавшего, частично погоревшего и разоренного татарами Успенского, понимал, что над этим заданием должен работать признанный мастер, исключительный. Андрей Рублев трудился здесь не один, с ним был теперь уже неразлучный друг Даниил Черный и еще целая артель художников. Но общий замысел росписей, новые, радостные, праздничные интонации, гениальные ритмы архитектуры и живописи, уникальная композиция – все это замысел самого Рублева.

Успенский собор Владимира перестраивался и обновлялся после этого несколько раз: то расширялись, то восстанавливались окна, то достраивались, то сносились контрфорсы, то устанавливались луковичные купола, то возвращались шлемовидные. Новые художники и новые цари пытались навести красоту и «восстановить былое величие храма» на свой современный взгляд и вкус. Когда до собора добрались реставраторы советской Комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, на фресках Рублева в несколько слоев безграмотно лежали масляные краски, побелка и темпера, где-то красочный слой безвозвратно утерялся, где-то сильно пострадал. Именно тогда, в начале XX века, когда храм лишался главного предназначения и превращался в музей, реставраторам стало интересно открыть старые фрески, а не обновить их.

Советскому человеку в 1919 небесный Страшный суд – умозрительное и давно не страшное событие. Жить страшнее. Но именно Андрей Рублев первым почувствовал, что рассказывать о Страшном суде нужно без страха и без обещания адских мучений. Фреска "Страшный суд" (рассмотреть в деталях) на западной части собора стала откровением для русского человека в XV веке, который привык видеть византийские суровые лики Спаса Ярое Око, трепетать и раскаиваться, ждать гнева святых судей за грехи и не сомневаться в предстоящих мучениях. Рублев первым сказал, что святые, архангелы, Божья матерь и Иоанн Предтеча стоят у престола с молитвой о людях, что суд Божий будет милостивым и обещает вечное блаженство. Человек, посмотревший на свод Успенского собора, должен был почувствовать себя в надежном окружении святых апостолов и под защитой парящих на своде ангелов. Нет ничего страшного ни в апокалипсических зверях, ни в мертвецах, которых отдают на Страшный суд земля и море. Только обещание милости и прощения, блаженства и приобщенности великой небесной тайне.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии