войти
опубликовать
$55
Цифровая версия: 268.5 kB
2000 × 1218 px • JPEG
50 × 30.6 см • 101 dpi
33.9 × 20.6 см • 150 dpi
16.9 × 10.3 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж, Жанровая сцена
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1870
Размер: 126.5×207 см
Регион: Франция
Местонахождение: Частная коллекция, Франция
Работа в коллекции: Моя коллекция Татьяны Сомовой
Работа в подборках: 18 подборок
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание картины «Волга в окрестностях Юрьевца»

«Волга в окрестностях Юрьевца» была выставлена анонимно в 1871 году на ежегодном конкурсе Московского общества ценителей искусства. Картина произвела фурор. «Волге» Саврасова досталось первое место в разделе ландшафтных изображений. Вот как она описывалась современниками: «Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину). Колорит, если так можно выразиться, дождливый. Бесконечная зыбь матушки-кормилицы Волги; облачное небо; Юрьевец на взгорье; куча бурлаков, тянущих на бечеве баржу; невеселая, но характерная картина...»

В следующий раз публика об этой картине услышала в декабре 2014 года на парижском аукционе Audap & Mirabaud. Эстимейт был определен в 70–90 тысяч евро. Организаторы аукциона, похоже, не потрудились разобраться, что же перед ними, поставив столь скромную цену. А вот коллекционеры стоимость шедевра вполне осознавали, в итоге картина ушла за 939 тысяч евро (более 1 миллиона долларов) - во французскую частную коллекцию. В июне 2015 года на русских торгах аукциона Sotheby's в Лондоне картина была выставлена с эстимейтом 1 миллион 400 тысяч – 1 миллион 800 тысяч фунтов стерлингов (2 миллиона 150 тысяч – 2 миллиона 800 тысяч долларов). Она считалась одним из самых дорогих и лакомых лотов русских торгов, но покупателя не нашла.

Не то чтобы «Волга в окрестностях Юрьевца» вообще исчезала. О ней знали, фотографии ее встречались в монографиях художника, ее даже школьники в сочинениях иногда описывали. Но где она находится и цела ли – не было известно. Надпись на обороте свидетельствует о том, что картина входила в коллекцию профессора Киевского университета, доктора Владимира Меринга. Точно нельзя проследить путь, по которому она попала за границу. По состоянию на 2015 год эта картина стала самым значимым полотном Саврасова, когда-либо выставленным на аукционе Sotheby's. И в целом она входит в число лучших произведений Саврасова.

Бурлаки на фоне монументального волжского пейзажа, вернее, бурлаки как часть этого пейзажа открывают цикл работ Саврасова, посвященных Волге. В начале 1870 года художник вместе с женой Софией и их две дочери переехали в Ярославль. Здесь, неподалеку от Юрьевца (маленький городок восточнее Ярославля), Саврасов работал над этой картиной. Здесь же он написал самые известные свои полотна, в том числе легендарную картину «Грачи прилетели». Это было счастливое время в его жизни – любимая семья, возможность писать, вдохновение, природа. И вместе с тем это было тяжелое время – здесь после сложных родов Софии умер третий ребенок Саврасовых. На этом сплаве из трагических переживаний и счастливого быта создавались лучшие полотна художника.

На картине изображено дождливое, пасмурное время года. На холме справа виден Юрьевец. Группа бурлаков буксирует баржу. Сами бурлаки кажутся богатырями, выходящими из царственных вод Волги, и при этом частью пейзажа, частью самой Волги. Крестьяне не очеловечены, не индивидуализированы, мы их не различаем, они – составляющая силы, обреченной тянуть груженую баржу… Позади – пробившийся из-за туч солнечный свет озарил водную гладь и часть поселения. Но там куда движутся бурлаки, – темнота и ощущение «грянет буря».

В других работах на эту тему Саврасов более тщательно прорисовывает фигуры. К примеру, на хранящейся в Третьяковской галерее картине «Бурлаки на Волге» фигуры изображены более детально, отчетливо видны лица. Собственно, различие между полотнами задано в названиях. В одном случае художник писал бурлаков, каждый из которых воспринимается как отдельная индивидуальность, а в другом – писал Волгу. И здесь главная героиня – именно она, великая река, с сопутствующими баржами, парусниками, бурлаками и поселением на холме, тучами и солнцем.

В 1860-70-е годы ряд крупных российских художников пытались привлечь внимание к теме бурлаков, в ней видели символ жестокой социальной несправедливости. Конечно, нельзя не вспомнить знаменитых «Бурлаков на Волге» Ильи Репина. Саврасов и Репин писали своих бурлаков параллельно и независимо друг от друга. На обоих безусловно повлияла написанная в 1866 году работа Василия Верещагина.

Обе картины были представлены 1871 году, Репин показал своих «Бурлаков» в Санкт-Петербурге, Саврасов «Волгу» – в Москве. Известно, что Репин картину дорабатывал, и публика знает вариант, к которому он пришел в 1873 году. Саврасов тоже работал над картиной после первой выставки. По некоторым сведениями, он вносил правки до 1871 года.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии