Описание картины «Лошадь и поезд»
На написание картины «Лошадь и поезд» Алекса Колвилла вдохновили строчки из стихотворения «Посвящение Мэри Кэмпбелл» южноафриканского поэта Роя Кэмпбелла: «Против полка я выдвигаю свой мозг. И темную лошадь – против бронепоезда».
Это полотно, как и многие работы Колвилла, пронизано чувством надвигающейся катастрофы, но при этом существенно от них отличается. Если на других картинах художника это ощущение смутной угрозы где-то на периферии при достаточно мирном на первый взгляд сюжете, то здесь совершенно очевидно, что трагедия неизбежна. Из-за отсутствия теней и искаженной перспективы не совсем понятно, то ли лошадь изображена на всем скаку, то ли в момент падения. Но в любом случае в страшном исходе этого столкновения не остается никаких сомнений.
В 1957 году Колвилл написал благодарственное письмо директору Художественной галереи Гамильтона, которая приобрела полотно: «Я всегда считал, что картина весьма хороша. Но осознавал, что очень немногие решились бы купить ее, чтобы повесить на стену своего дома (похоже, большинство людей находят ее чрезвычайно мрачной)».
Эта работа в определенном смысле очень личная для художника, поскольку его детство прошло среди лошадей, которыми владели его отец и дед. Кроме того, в детстве Колвилл увлекался конструированием моделей самолетов и поездов. Многие критики считают, что художник, «выдвигая лошадь против поезда», задает и зрителю, и самому себе фундаментальный вопрос: можно ли изменить судьбу? В 1950-е годы с помощью своих работ Колвилл стал предаваться экзистенциальным размышлениям о человеческом существовании и ответственности за собственную жизнь. Таким образом он пытался снова обрести потерянное во время Второй Мировой войны душевное равновесие. Художник верил, что зло может неожиданно вмешаться в жизнь каждого человека и изменить ход истории.
Автор: Евгения Сидельникова