Уильям Меррит Чейз (William Merritt Chase, 1 ноября 1849, Ниневе – 25 октября 1916, Нью-Йорк) – американский художник, который с удовольствием и гордостью принимал классическую европейскую художественную традицию, восточные влияния и вместе с тем – революционные находки французских импрессионистов.
Особенности творчества художника Уильяма Чейза: Чейз стремился создать отчетливо уникальное, характерное американское искусство – и вписать его в мировую историю. Биографы и критики говорят: Чейз – космополит и эклектик, переработавший в своем творчестве все величайшие художественные открытия, чтобы компенсировать молодой Америке отсутствие многовековой непрерывной традиции. Одинаково виртуозно писал маслом и рисовал пастелью, обогащая эти две техники взаимными визуальными сходствами.
Известные картины Уильяма Чейза: «Портрет Лидии Эммет», «Завтрак под открытым небом», «Прятки», «Королевский шут», «День стирки», «Портрет миссис С.».
Ученичество
Уильям Чейз был старшим ребенком в большой семье торговца обувью. И будь он французским импрессионистом, ему пришлось бы пройти необходимый бунт, протест и споры с отцом, который наверняка возлагал бы на первенца большие надежды о продолжении семейного бизнеса и преемственности. Но здесь была Америка. Повезло ли Уильяму родиться в нужном месте, в нужное время или в нужной семье, важно лишь, что, однажды запущенное в нужном направлении, везение это сопутствовало ему потом всю жизнь. Как будто иначе и быть не могло.
Отец поддержал мечту мальчика – и до 18 лет Уильям уже получил начальное художественное образование в Индианаполисе в студии местного портретиста. В 18 лет уехал в Нью-Йорк учиться в Национальной академии дизайна. Даже семейные финансовые проблемы, из-за которых Чейзы вынуждены были перебраться в Сент-Луис, стали для Уильяма поворотным счастливым случаем. В 1872 году местные богачи-меценаты какое-то время с удовольствием заказывали у юного художника картины для своих домов, а потом посчитали перспективным вложить деньги не только в его картины, но и в его образование. Одним словом, они скинулись и предложили Чейзу поучиться в Европе, а заодно помочь им подобрать стоящие полотна для частных коллекций. Согласится ли он, спросили. «
О Боже, я бы выбрал Европу даже если бы мне пришлось отказаться от рая!» - ответил Уильям.
И от рая он действительно отказывается: Чейз не едет в город, о котором теперь мечтают все молодые художники, он осознанно выбирает Мюнхен, а не заманчивый, модный, соблазнительный Париж. Французская столица к тому времени стала и художественной столицей, там не сходит с уст имя
Эдуара Мане, а
Клод Моне как раз пишет
«Впечатление», которое через два года появится на первой выставке импрессионистов. Слишком много отвлекающих моментов – решает Чейз и поступает в Мюнхенскую академию, едет копировать
Рубенса,
Халса и восхищаться
Вильгельмом Лейблем. Возвращаясь через несколько лет в Нью-Йорк, разумный и целеустремленный Уильям уже не только знает, как писать, но и как преподавать живопись.
Учительство
Перед уроком в Нью-йоркской школе искусств преподаватель Уильям Чейз забегал на рынок, покупал несколько рыбин в лавке, быстро писал на занятии небольшой натюрморт (
1,
2,
3,
4,
5), оставлял студентов в немом восхищении - и успевал вернуть рыбу на рынок до того, как та успевала испортиться. Он советовал ученикам вырезать на листе бумаги прямоугольный видоискатель – и ходить на мотивы с ним, смотреть через это окошко на мир, обнаруживая новые ракурсы. Отыскивать неожиданный вид на манер фотографа.
Часто Чейз приглашал на свои занятия со студентами коллекционеров, дилеров, других художников, чтобы те наблюдали за его работой. Он надевал белоснежный костюм, работал маслом – и умудрялся закончить работу, не испачкавшись. Его ученики вспоминали, что в такие моменты учительского азарта Чейз увлекался сам и мгновенно овладевал вниманием зрителей. Те сидели разинув рты и неотрывно следили за каждым движением художника. Чейз работал очень быстро. При этом часто он писал не то, что хотел, а что должен был, не столько произведение, сколько образец: преподавать современное искусство молодым художникам нужно было убедительно.
Преподавал он всю жизнь в главных художественных школах Америки: Лиге студентов-художников, Бруклинском художественном училище, Художественном институте Чикаго, Пенсильванской академии изящных искусств, Хартвордской школе искусств. Чейз основал Нью-Йоркскую школу искусств и 12 лет руководил Летней пленэрной школой в Шиннекоке. Его учениками были
Джорджия О'Киф,
Эдвард Хоппер,
Марсден Хартли,
Рокуэлл Кент и
Джозеф Стелла.
Бывало, что выдающийся учитель Уильям Чейз терял уверенность, беспокойно оглядывался на уже прожитое и написанное, и вздыхал: «Будущие поколения запомнят меня всего лишь как художника, писавшего рыбу, одну только рыбу». Напрасно опасался – его помнят совсем не рыбным портретистом.
Творчество
Нью-йоркская студия Уильяма Чейза напоминала восточный базар и театральные декорации одновременно: антиквариат, старинные безделушки, выразительная мебель, ковры, вазы, экзотические ткани. Она находилась в первом в Америке (а может и во всем мире) здании, построенном специально для художников – одни только мастерские. Здесь было шумно, двери нараспашку, постоянно заходили коллекционеры, художники, устраивались выставки. Чейз не знает, что такое безденежье, голод, разгромная критика и гонения, он работает увлеченно и без сомнений – в его мастерской создается американское искусство.
Здесь же, в мастерской, 27-летний Уильям познакомится с 20-летней натурщицей Алисой Герсон, на которой быстро женится и проживет в спокойном, счастливом, уютном браке много лет. 8 детей, безмятежные летние семейные каникулы в Шиннекоке, где у Чейза – самая крупная в Америке пленэрная школа, большой дом и весь городок – большая знойная мастерская на берегу залива. В домах фермеров и рыбаков летом размещаются студенты Чейза – иногда по 150-200 человек.
Когда холодает, он возвращается в город и, когда не преподает, пишет нью-йорские городские парки, играющих дочерей и красивых
женщин в японских кимоно.
Художник умер в 1916 году, ему было 66 лет – и за эти годы он смог переработать в собственный эклектичный, космополитичный, виртуозный стиль настолько мощные и объемные живописные традиции, что его знаменитые ученики могли смело двигаться дальше – в современное, авангардное, модернистское искусство.
Автор: Анна Сидельникова