Этот рисунок был сделан Ван Гогом в тот год, когда он жил в Гааге. Несмотря на пронзительное название
«Скорбь» и говорящую позу натурщицы, она стала той единственной женщиной, которая (пусть и ненадолго) позволила Винсенту ощутить некое подобие семейного счастья.
В рождественское утро 1881 года Ван Гог серьезно повздорил с отцом. Причиной размолвки послужило то, что Винсент отказался идти с семьей в церковь. В конце концов, Теодор практически выставил сына из дома. Так художник оказался в Гааге.
В то время Винсент переживал очередную любовную трагедию. Летом он вдруг воспылал чувствами к своей кузине Кей (Кее) Вос-Стрикер, но она ответила ему решительным отказом. Еще долго в письмах к брату Тео Винсент будет вспоминать ее жестокое «нет, нет, никогда». Неудивительно, что в таком уязвимом состоянии Ван Гог привязался к первой же женщине, которая проявила к нему расположение. То, что Христина Мария Хоорник (более известная как Син) была бездомной проституткой, на момент их знакомства беременной вторым ребенком, нисколько его не смутило. Винсент был уверен, что спасает обездоленную женщину от неминуемой гибели. Он даже всерьез намеревался на ней жениться. Однако Тео так решительно отговаривал его от этого шага, что художник согласился отложить бракосочетание до того момента, пока не начнет зарабатывать сам.
Тео, который был вынужден полностью обеспечивать старшего брата, естественно, не хотел брать на себя еще и расходы по содержанию женщины сомнительной репутации (к тому же, заразившей Ван Гога гонореей) и ее детей. Поэтому краткосрочность совместной жизни Винсента и Син – в первую очередь, его заслуга. Но, прожив с женщиной год, Ван Гог и сам начал понемногу прозревать. В письмах он жаловался брату на то, что его женщина не может поддержать разговор об искусстве, что она неопрятна и ленива. Кроме того, у Син периодически случались «рецидивы», как это называл Винсент, когда она возвращалась к прежнему ремеслу. В конце их отношений художник гораздо чаще пишет Тео о маленьком сыне Христины, которого он, судя по всему, искренне любил, чем о ней самой.
Как бы там ни было, нужно отдать Син должное. Несмотря на свой вздорный характер и профессию, она сумела залечить некоторые душевные раны Винсента и никогда не ограничивала его творческих порывов.
"Скорбь" Винсент написал вскоре после знакомства с Син - поначалу он рассматривал ее только в качестве модели (
1,
2). В письме Тео художник писал, что на этом рисунке хотел сделать женщину похожей на изогнутые корни деревьев, выглядывающие из земли. Эта метафора как нельзя лучше подходит для описания позы Син, изнуренной нищетой, голодом и зимними морозами. Чтобы подчеркнуть сходство, Винсент окружил ее ветвями деревьев и цветами.
Автор: Евгения Сидельникова